Тема 16. Реализация норм права

1. Выделите черты, характеризующие реализацию права:

а) проявляется в фактическом поведении людей, в правоотношении

б) обеспечивается государством

в) находит выражение в правовых взглядах и представлениях индивидов

 

2. В какой форме реализуются обязывающие нормы:

а) исполнение;

б) соблюдение;

в) использование?

 

3. Какие из перечисленных признаков характеризуют применение права:

а) властный характер;

б) коллективный характер принятия решения;

в) специально предусмотренная процессуальная форма реализации;

г) вынесение индивидуального юридического решения?

 

4. Какая форма реализации требуется для следующей нормы п. 1 ст. 8 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей»:

а) исполнение;

б) соблюдение;

в) использование?

 

5. Какая из названных стадий не относится к правоприменителному процессу:

а) опубликование нормативно-правового акта;

б) установление фактических обстоятельств дела;

в) интерпретация смысла юридической нормы относительно конкретного случая?

 

6. Укажите, какой из нижеперечисленных признаков отличает акт применения права от иных видов нормативных правовых актов:

а) законность;

б) письменная форма;

в) санкционирование государством;

г) имеет силу для конкретного случая.

 

7. Как соотносятся законность и целесообразность в сфере правоприменительной деятельности:

а) при принятии решения по делу можно руководствоваться принципом целесообразности, однако выходить за рамки требований закона запрещается;

б) если требования закона не соответствуют реальной правовой действительности, то можно руководствоваться принципом целесообразности;

в) целесообразность и законность совпадают по своим требованиям;

г) законность всегда превыше целесообразности?

 

8. В чем состоит отличие аналогии закона от аналогии права:

а) решение по делу принимается на основе принципов права, духа законодательства, а не исходя из нормы другой отрасли права;

б) решение по делу принимается на основе нормы из другой отрасли права, а не на основе принципов права;

в) решение по делу принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующей сходные с рассматриваемыми отношения, а не на основе принципов права?

 

9. В зависимости от причин возникновения пробелы в праве подразделяются:

а) на действительные и мнимые;

б) первоначальные и последующие;

в) простительные и непростительные;

г) объективные и субъективные.

 

10. Назовите индивидуально-правовой акт официально-властного правоконкретизующего характера, являющийся элементом сложного юриди­ческого факта:

а) автономное правовое решение отдельного лица;

б) акт толкования права;

в) акт применения права.

 

11. Чем нормативно-правовой акт отличается от акта применения норм права:

а) нормативно-правовой акт содержит норму права, а акт применения содержит индивидуально-конкретное предписание;

б) нормативно-правовой акт обращен к персонально неопределенному кругу лиц, а акт применения обращен к конкретным лицам;

в) нормативно-правовой акт действует неоднократно, а акт применения имеет разовое действие;

г) все перечисленные выше, а также то, что нормативно-правовой акт выражает метод общенормативного регулирования, а акт применения метод индивидуального регулирования?

 

12. Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юри­дическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем от­несения данного случая к определенной юридической норме:

а) правовая квалификация;

б) установление фактических обстоятельств дела;

в) интерпретация смысла юридической нормы относительно кон­кретного случая?

 

13. Государственно-властная (властная) деятельность уполномоченных субъектов права по реализации юридических норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуально-конкретного предписания – это:

а) правоприменение;

б) правотворчество;

в) правотолкование.

 

14. Какому требованию не должна соответствовать правоприменительная деятельность:

а) законности;

б) целесообразности;

в) эффективности;

г) неотвратимости;

д) справедливости;

е) обоснованности?

 

15. Какие виды пробелов в праве выделяют в зависимости от времени их появления:

а) объективные и субъективные;

б) умышленные и неосторожные;

в) первоначальные и последующие.

 

16. Назовите способы преодоления пробелов в праве в процессе правоприменительной деятельности:

а) сравнительное правоведение и правовое прогнозирование;

б) аналогия закона и аналогия права;

в) правотворческая и правоохранительная деятельность.

 

17. В чем состоит отличие аналогии права от аналогии закона:

а) решение по делу принимается на основе принципов права, духа законодательства, а не исходя из нормы другой отрасли права;

б) решение по делу принимается на основе нормы из другой отрасли права, а не на основе принципов права;

в) решение по делу принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующей сходные с рассматриваемыми отношения, а не на основе принципов права?

 

18. Субсидиарное применение норм права – это:

а) способ преодоления пробелов, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы конкретного закона, регулирующе­го сходные с рассматриваемыми отношениями;

б) способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права;

в) способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.

 

19. В какой отрасли применение права по аналогии запрещено:

а) в гражданском праве;

б) уголовном праве;

в) трудовом праве?

 

20. Восстановите логическую последовательность правоприменительных действий:

а) установление круга фактических обстоятельств;

б) сравнение фактических жизненных обстоятельств и юридических фактов, установленных правовой нормой и установление их тождества;

в) сбор доказательств и их оценка с точки зрения полноты, достоверности, законности;

г) вынесение решения по делу;

д) анализ, толкование избранной юридической нормы с помощью официального разъяснения.