Общее и особенное
При сравнении международного и внутригосударственного права традиционно обращалось внимание на их общие и отличительные черты.
При этом следует обратить внимание, что в каждой общности международного и национального права заложена одновременно и их особенность.
Например, «исходная» общность международного и национального права заключается в том, что все они являются правовыми системами, а не системами норм морали или других социальных норм, что все они выступают под единым названием права.
Объединяющим является и регулятивный характер системы международного права и национальных правовых систем. Смысл его заключается в том, что, устанавливая определенные права и обязанности сторон – участников международно-правовых или внутригосударственных отношений, обе правовые системы создают тем самым своего рода пределы, рамки их поведения, направляют их действия в строго определенное правовое русло.
Однако сравнивая регулятивный характер данных правовых систем нетрудно заметить, что в национальных правовых системах по сравнению международной правовой системой гораздо большую роль играют исторические, политические и правовые традиции. Несравненно большее значение имеют правовое сознание и обычай. Намного более активную роль в процессе реализации правовых предписан выполняют политическая и правовая идеология, правовые доктрины.
Следующим элементом общности выступает государственно-волевой характер норм международного и национального права. Нормы международного и национального права не являются чем-то инородным и независим по отношению к воле, целям, интересам и желанию их создателей, а представляют собой продукт волевой деятельности людей, выступают как средство выражения и закрепления их социальных материальных ценностей и интересов
Что же касается отличий, то они сводятся к особенностям порядка формирования и специфике форм (способов) выражения в каждой из рассматриваемых систем государственной воли. В национальном праве государственная воля, воплощаясь в систему норм, формирующих национальное право, выступает как «воля доминирующего в пределах той или иной страны суверена, как единая и неделимая государственная воля».
В процессе формирования норм и принципов международного права государственная воля проявляется иным образом. А именно – не как индивидуальная воля единого государства, а как согласованная воля нескольких государств.
Наличие общих черт и особенностей проявляется также в объектах и предметах регулирования международного и национального права.
В качестве объектов регулирования международного и национального права выступают существующие в мире, в рамках отдельных стран и за их пределами, общественные отношения, подлежащие правовому воздействию. Однако сходство по объекту регулирования вовсе не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает наличие специфических особенностей и различий в предметах регулирования международного права и национальных правовых систем. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что если предметом регулирования национального права являются отношения, возникающие внутри той или иной страны, в пределах того или иного «национального» общества, то предметом регулирования международного права являются общественные отношения, возникающие на уровне международного сообщества.
Помимо сказанного, особенность предметов регулирования международного и национального права проявляется также в том, что они опосредуют весьма различные по своему характеру отношения. Если в системе отношений, составляющих предмет регулирования национального права, значительное место занимают отношения властвования и подчинения, то в системе отношений, образующих предмет регулирования международного права, таких отношений, по природе своей предполагающих наличие единого властвующего субъекта (суверена) и подчиненных ему субъектов, нет.
Следует заметить, что различие в характере отношений, регулируемых с помощью норм международного и национального права, накладывает свой весьма заметный отпечаток и на сами механизмы правового регулирования, а также на процесс правотворчества и правоприменения.
Всех субъектов международного и внутригосударственного права объединяет наличие правоспособности и дееспособности.
Сравнивая признаваемые современной юридической наукой субъекты международного и национального права, нетрудно заметить, что наряду с существующими в каждой из этих правовых систем «своими собственными», специфическими для них субъектами права у них имеются также и общие субъекты права. К их числу следует отнести прежде всего государство как целостное образование.
Разумеется, статус государства как субъекта международно-правовых и национальных, гражданско-правовых отношений далеко не одинаков. В первом случае оно неизменно (особенно в публично-правовых отношениях) выступает как суверен, а во втором — как наделенный равными правами и обязанностями наряду с другими субъектами участник гражданско-правовых отношений.
Наряду с государством общим субъектом современного международного и национального права могут выступать также и отдельные граждане, частные лица.
Наличие общих черт и особенностей международного и национального права, просматривается и в их источниках.
Общность ряда источников международного и национального права проявляется, в частности, в их природе, характере и даже в названии. Таковыми являются, например, правовые договоры, доктрины, обычаи и судебные решения. Особенность этих источников международного и внутригосударственного права проявляется в их конкретном целевом назначении и содержании.
Вполне понятно, например, что такой источник международного права, как договор, заключенный между государствами или другими субъектами международного права, будучи сходным по своей юридической природе, характеру и даже названию с договором — источником национального права, весьма существенно отличается от него как по своему юридическому содержанию, так и по конкретному целевому назначению.
Помимо названных общих черт и особенностей, характеризующих международное и национальное право, данным правовым системам присущи и иные сходные черты. Свое конкретное проявление они находят на уровне норм, составляющих основу международного и национального права, а также на уровне отдельных институтов, форм реализации, юридических и иных гарантий, различных отраслей права.