Соотношение государства и права

 

Единство между государством и правом состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право – волю;

3) если первичным элементом государства является госу­дарственный орган, то первичным элементом права – норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
Взаимодействие государства и права:

- с одной стороны, воздействие государства на право со­стоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (право­применение);

- с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, уста­навливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между го­сударством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая опреде­ляющим фактором (характерно для антидемократических го­сударств);

2) когда право стоит над государством, выступая его огра­ничителем (характерно для правовых государств).

 

4. Взаимная ответственность государства и личности

 

Взаимная ответственность государства и личности – само­стоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сфор­мулировал эту идею так; каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующе­го к точному и безусловному исполнению закона, что и власт­вующий в отношении гражданина.

Это своеобразный способ ограничения политической вла­сти, который выражает нравственно-юридические начала в от­ношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Ус­танавливая в законодательной форме свободу общества и лич­ности, само государство не свободно от ограничений в собствен­ных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественны­ми организациями, другими государствами.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», – закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут на­рушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним отно­сятся:

1) ответственность правительства перед представительны­ми органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

3) импичмент и т. п.

Формами контроля со стороны общественности за выпол­нением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенно­го правонарушения.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте правовую характеристику правам и свободам человека и гражданина.

2. Проведите классификацию правам и свободам человека и гражданина?

3. как понимается правовой статус личности и какие элементы его образуют?

4. Как соотносятся между собой государство и право?

5. Что следует понимать под взаимной ответственностью государства и личности?