Основные признаки правового государства
Правовое государство – это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Признаки правового государства:
1) Правовое государство это – одна из форм организации власти в обществе. Часто, говоря о правовом государстве, подразумевают сразу три значения государства:
– государства как союза людей (здесь государство и общество отождествляются);
– государства, как аппарата управления находящегося в особых отношениях с обществом;
– государства как особой организации власти. Следует подчеркнуть, что правовое государство – это не особый тип государства, наряду с буржуазным, социалистическим и т.д., а подтип, который рождается на этапе перехода классически буржуазного государства к государству нового типа.
2) Эта разновидность государства обладает демократической формой и имеет особый характер позитивного права. Отчуждение аппарата правового государства от общества минимально по причине усиления самого общества (формирование гражданского общества). Оно является орудием не одного экономически господствующего класса, а инструментом компромисса всех групп общества. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.
3) Позитивное право выступает не как орудие господства аппарата и господствующего класса над большинством членов общества, а как компромисс интересов всех. Это государство, где позитивное право по своему содержанию совпадает с нравственным (естественным) правом. Принцип единства права и закона (законы должны быть правовыми).
Свойства права в правовом государстве:
– это право исходит от самого, сознающего свои интересы народа. Представители народа в парламенте, органе самоуправления лишь формулируют волю народа. Через процесс правотворчества реализуется суверенитет народа;
– это право закрепляет демократические права и свободы человека и гражданина, гарантирует их соблюдение и защиту. Этим обеспечивается суверенитет народа (социально-экономические, политические, личные права);
– оно отражает представления большинства народа о справедливом, разумном, прогрессивном, гуманном, при условии, что эти представления не противоречат принципу демократизма;
– это право устанавливает равенство людей. Формальное равенство перед законом, судом независимо от их происхождения, социального положения, расы, пола, цвета кожи, языка;
– это право совпадает в основном с нормами морали господствующими в обществе. Есть мнение, что правовое государство – это воплощение нравственных начал и общечеловеческих ценностей;
– в этом праве должны отражаться объективные законы развития общества. Оно не должно противоречить принципу целесообразности, иначе демократия выльется в охлократию;
– это право должно быть относительно стабильным, чтобы превратиться в привычку;
– оно должно быть достаточно динамичным, чтобы учитывать все новые потребности общества;
– оно должно наиболее полно урегулировать все важнейшие общественные отношения, исключить произвол из общественной жизни. Особенно важно урегулировать саму организацию власти, от которой чаще всего исходит произвол и несправедливое насилие. Необходимо строго упорядочить способы формирования государственных органов, их структуру и взаимоотношения (место каждого в системе власти), весь порядок их деятельности. За счет этого государство перестает быть источником зла и становится инструментом достижения общественного блага, становится справедливой властью. Таким образом создается правовая организация публичной власти;
– оно должно быть четким и ясным, непротиворечивым.
4. В правовом государстве действует принцип верховенства законов, как актов исходящих от представителей народа и самого народа (посредством референдума). В системе законов действует верховенство Конституции.
Это государство, где право господствует (властвует) над всеми людьми и над самим государством (его органами, чиновниками, из которых они состоят).
Право в таком государстве – высшая ценность. Ему беспрекословно следуют и рядовые граждане, и должностные лица. Здесь право вытесняет произвол, свободу усмотрения для государственных чиновников. Это получило название принципа права в организации жизни государства.
5. Это государство – инструмент власти народа. Суверенитет в правовом государстве принадлежит народу (Ж.-Ж. Руссо, И.Кант).
Суверенитет народа означает, что большинство общества:
а) осознает свои интересы и представляет в виде норм естественного права;
б) своими активными действиями формирует государственный аппарат (политический суверенитет);
в) заставляет государство закрепить нормы естественного права в нормы позитивного права или делает это самостоятельно путем референдума (суверенитет в правотворчестве);
в) следит за исполнением норм права государством и всеми членами общества;
г) принуждает государство эффективно действовать по защите норм права.
6. В правовом государстве особые отношения между личностью и государством:
– существует верховенство личности над государством;
– существует взаимная ответственность государства и личности;
– государство ограничивает права личности лишь в той степени, в какой они противоречат интересам других личностей и обществу в целом;
– государство ответственно перед личностью в случае посягательства на ее права и законные интересы (правовая защищенность личности).
– личность отвечает перед государством за нарушение прав других людей.
7. В правовом государстве действуют следующие типы правового регулирования:
– для граждан – разрешено все, что прямо не запрещено в законах. Впервые этот принцип нашел законодательное закрепление в ст. 5 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года Он гласит: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем к действию, не предписываемому законом».
– для государственных чиновников – разрешено только то, что прямо предусмотрено в законах.
8. Разделение властей между различными органами (ветвями) власти.
Обычно выделяют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти государства. Отдельно можно выделить контрольную, учредительную власть.
Цель принципа разделения властей:
– обеспечить власть народа, посредством создаваемых им различных государственных органов (ветвей власти);
– обеспечить господство права, исходящего от народа, защищающего его права и свободы от произвола властей;
– выразить интересы разных слоев общества через органы государственной власти, найти компромисс их интересов и обеспечить общественное согласие;
– обеспечить стабильность политического строя (эволюцию), отсутствие политических кризисов и революционных потрясений;
– избежать двух крайностей угрожающих обществу: анархии и деспотизма.
Разделение властей основано на двух принципах:
– самостоятельность каждой из властей в выполнении своей особой функции;
– взаимный контроль властей, сдерживание друг друга. Каждая из властей является противовесом другой. Это обеспечивает:
а) господство закона (Конституции) и естественного права в первую очередь через судебную деятельность;
б) не допускает злоупотребления властью какой-либо из ветвей власти;
в) препятствует революционным потрясениям, обеспечивает эволюционное развитие государства и общества.
Таким образом, правовое государство, как и гражданское общество, являются достаточно сложными институциональными образованиями, оценочными критериями уровня развитости цивилизации.