Правовое воспитание
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы
Выделяют следующие формы правового воспитания:
1) формирование правосознания и правовой культуры в семье;
2) обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
3) профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;
4) самовоспитание;
5) выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
6) осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
7) создание общедоступных компьютерных баз данных («Консультант-плюс», «Гарант»), а также распространение правовой информации через Интернет.
Методы правового воспитания – это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.
Основные методы правового воспитания: убеждение; предупреждение; поощрение.
Систему правового воспитания определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.
Субъекты (осуществляют правовое воспитание):
- государственные органы;
- должностные лица;
- учебные заведения;
- общество в целом.
Объекты – граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа.
Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;
Система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировки, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие и раскройте структуру правового сознания.
2. Назовите виды правового сознания.
3. Определите формы деформации правового сознания.
4. Что понимается под правовой культурой и какие ее уровни можно выделить?