Правовое воспитание

 

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы

Выделяют следующие формы правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в семье;

2) обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

3) профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;

4) самовоспитание;

5) выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

6) осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

7) создание общедоступных компьютерных баз данных («Консультант-плюс», «Гарант»), а также распространение правовой информации через Интернет.

Методы правового воспитания – это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.

Основные методы правового воспитания: убеждение; предупреждение; поощрение.

Систему правового воспитания определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.

Субъекты (осуществляют правовое воспитание):

- государственные органы;

- должностные лица;

- учебные заведения;

- общество в целом.

Объекты – граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа.

Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;

Система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировки, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие и раскройте структуру правового сознания.

2. Назовите виды правового сознания.

3. Определите формы деформации правового сознания.

4. Что понимается под правовой культурой и какие ее уровни можно выделить?