Правовой нигилизм, идеализм и правовая демагогия

Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право, и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилизма в России относят:

1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой – стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Правовой идеализм – явление, противоположное правовому нигилизму, представляет собой переоценку возможностей правового регулирования, т. е. возможностей права определять реальное поведение людей. Правовой идеализм законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных, конкретных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются пустой декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.

На право нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не все­сильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института.

Закон, как известно, есть официальное признание факта, и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложив­шиеся отношения. Как ни избиты слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им куль­турное развитие общества, они верны.

Законы не работают, значит, и отношение к ним более чем про­хладное, их престиж падает – вместе с престижем власти. Банальной является мысль о том, что самый распрекрасный закон ничего не сто­ит, если он практически не исполняется.

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые демокра­тические институты.

Правовое самообольщение опасно, ибо оно порождает беспочвен­ные, несбыточные надежды, убаюкивает общество. Попытки «пришпо­рить» общественный прогресс с помощью одних только законов, как правило, заканчивались конфузом. Примеров тому немало, и из них необходимо извлекать уроки. Прежде всего это ведет к девальвации законов, которые начинают работать вхолостую, создавая видимость решения проблем.

Средства противостояния правовой идеализации:

- укрепление режима законности в стране;

- гарантированность прав и свобод граждан;

- уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов с параллельным улучшением их качества;

- объективное отношение законодателя к реальности, близости к жизни принимаемых им актов;

- создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

- правовое воспитание.

Правовая демагогия, как особый вид социальной демагогии, представляет собой юридически значимое воздействие на чувства, знания и действия людей. Она связана с обманом в определённых целях, «с активным влиянием» на сознание, разум и деятельность лиц, представляющих интерес для демагога. Итак, правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном, обманном, конфликтном внешне эффектном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путём различных форм ложного одностороннего либо грубо извращённого представления правовой деятельности для достижения собственных порочных коростных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.

Субъектами правовой демагогии являются отдельные лица или их организации (объедения), участвующие в политико-правовой деятельности. Объектом правовой демагогии (предметом) выступает только юридическое явление.

Существуют особые формы проявления правовой демагогии: требование, принять нормативно-правовой акт по предмету, который не может быть объектом юридической регуляции; предложение отменить научно обоснованный и эффективный нормативно-правовой акт, который является обременительным для определённой части граждан, но в целом необходим отдельному государству или всему мировому сообществу; сугубо эмоциональная критика конституции и иных законов государства; обвинение того или иного известного деятеля, должностного лица, влиятельной организации в совершении тяжкого преступления без предоставления достаточных реальных доказательств; предложение о необходимости «сотрудничества» власти и мафии и многое другое.