Понятие и структура правового сознания
Тема 22. Правовое сознание и правовая культура
1. Понятие и структура правового сознания.
2. Виды правового сознания.
3. Понятие правовой культуры и ее уровни.
4. Правовой нигилизм, идеализм и правовая демагогия.
5. Правовое воспитание.
Правосознание – специфическая нормативная форма общественного сознания, отражающая правовую действительность и формирующая определенные представления и суждения о внутригосударственных, международно-правовых явлениях (о действующих и желаемых правовых явлениях) и на основе правовых традиций, опыта конкретного общества выражаемая в системе идей, взглядов, доктрин, а также психическое осознанное и неосознанное отношение к ним, посредством чувств, эмоций, мотивов, установок и воли, как процесса саморегуляции поведенческого акта по достижении определенной социально значимой цели в сфере действия права.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).
К характерным признакам правового сознания вытекающим из его дефиниции, следует отнести следующие:
– только для правосознания основным объектом отражения является право, юридическая действительность. Конечно, правовые явления отражаются и другими факторами общественного сознания (например, политическим, моральным, религиозным), но для них они не являются главным объектом познания;
– правовое сознание не только отражает юридическую реальность, но и весьма активно вторгается в нее, изменяет, развивает, совершенствует. В результате этого возникают правовые теории, учения, концепции, призванные явления, определенные закономерности государственно-правового развития общества;
– по содержанию правовое сознание является специфическим духовным феноменом. Ибо оно образовано из правовых представлений, взглядов, идей, теорий, концепций, настроений, переживаний, установок, импульсов, волевых актов, внушений, подражаний и т.д.;
– правосознание обладает таким свойством, как нормативность. Правовое сознание является специфической формой общественного сознания, а именно нормативным осмыслением, осознанием социально-правовой действительности, общественных явлений. Правосознание – это правовые представления и правовые чувства общего характера, имеющие нормативное значение для поведения людей.
Для должного сознания характерно признание социальных норм в качестве культурной ценности, принципиальной невозможности жизнедеятельности любой социальной общности без такого важнейшего социального регулятора как нормативная система: право, мораль, религия, обычай и т.д. Все регуляторы находятся в такой тесной взаимосвязи, что сложно даже провести грань между ними. Порой трудно найти отличие гносеологической, регулятивной, идеологической, воспитательной и других функций правосознания от соответствующих функций общественного сознания и морали. Но, грань проходит, и проходит она в анализе функциональной роли форм общественного сознания без коего невозможно понять их содержание и закономерности развития. По данному поводу Н.А. Бура, замечает, что основанием разграничения относительно самостоятельных форм общественного сознания наряду с предметом отражения выступают также способы и формы отражения, их роль в общественной жизни. Такими специфическими способами и формами отражения правосознанием общественной жизни он справедливо считает его специфические правовые понятия и категории: право и обязанность, закон и законность, суд и правосудие, правонарушение и наказание и т.д.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».
Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.
Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.
Структура правового сознания представлена двумя элементами – правовой идеологией и правовой психологией.
Правовая идеология–система идей, доктрин, взглядов отражающих и формирующих правовую действительность (отношение к праву действующему и желаемому, а также деятельности государственных органов в политико-правовой сфере), исходя из культурно-исторического опыта конкретного общества, определенной национальной правовой системы.
Правовая идеологияесть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.
Она должна формироваться как процесс выявления теоретического сознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.
Правовая идеология обязана нести в себе духовные, гуманные потенции быть соориентированной на общепринятые человеческие ценности, быть нравственно здоровой, зрелой, создавать необходимые условия для участников общественных отношений в целях благоприятной реализации их прав, свобод, законных интересов, формирования должного социально-значимого политико-правового режима. Иначе говоря, правовая идеология должна отражать прогрессивные идейные взгляды своей эпохи, не отрывая от себя социально-исторический опыт конкретного общества.
Правовая психология–совокупность элементов правовой активности индивида, социальной группы и общества, выраженные в чувствах, эмоциях, настроениях, мотивах, привычках и специфического предсознательного (неосознанного) регулятора поведения субъектов общественных отношений в правой сфере.
Правовая психология охватывает совокупность чувств, ценностных отношений, настроений, желаний или переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.