Культура и общественная мысль России во второй половине 18 века.

Культура России середины - второй половины XVIII в.

 

Оценивая развитие русской науки и культуры, следует

сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники

середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу

Петра Академии Наук был предпринят ряд больших

географических экспедиций. Исторические труды создает

В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и

В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют

"нашим первым университетом". Его творчеству присуща та

нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает

науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт

университет в Москве (ряд исследователей считает более

старым Петербургский университет, который возник на базе

Академии Наук еще в 1725 г.).

 

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное

образование, хотя основным было еще весьма несовершенное

домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для

дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается

первое женское учебное заведение "Воспитательное общество

благородных девиц" при Смольном монастыре в Петербурге.

Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось

ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и

главные народные училища. Все эти мероприятия в области

образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области

точных наук и техники русские ученые добивались

значительных успехов. В стенах Академии Наук работали

талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину,

И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого

качества, разработал замечательный проект одноарочного

моста через Неву. К сожалению, в условиях той

бюрократической системы, которая уже тогда возникла в

России, многие из этих изобретений остались

невостребованными.

 

Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей

"Истории Российской" М.М.Щербатов создает цельную и

полнокровную концепцию русской истории, которая, правда,

еще основывалась на провиндециалистическом подходе, на

мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в

понимании закономерности исторического процесса сделал

И.И.Болтин, автор "Критических примечаний на историю

Щербатова" и на тенденциозную книгу о России французского

писателя Леклерка.

 

В условиях российской действительности второй половины

XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм

крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские

мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения.

Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под

влияние масонства. Явление это, получившее во второй

половине XVIII в. в Европе широкое распространение,

существовало в форме полуконспиративных организаций с

торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд

течений и направлений - от весьма консервативных до

радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских

"лож". Одним из крупнейших масонов был Н.И.Новиков. С его

именем связано также создание первых ярких сатирических

журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Н.И.Новиков

разворачивает широкую книгоиздательную деятельность,

которая определялась просветительскими целями.

 

В это время в общественной мысли России формируется и

крайне левое радикальное крыло - течение дворянской

революционности. Возникновение его связано с именем

А.Н.Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским

материалистам XVIII в. Основным его произведением стало

знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором

он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в

России. В книге содержались прямые призывы к

насильственному уничтожению существующих порядков. Это

хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно

Екатерина заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже

Пугачева".

 

Русские литература и искусство второй половины XVIII в.

развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и

направлений, которые отражали разные взгляды и

мировоззренческие установки.

 

Господствующим направлением в литературе был классицизм.

Классицизм формировался во всех странах как литературное

направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине

XVI в.). На формировании русского классицизма отложило

свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях

торжества новой государственности литература становится

важнейшим средством утверждения новых идей - идей

гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении

отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью

русского классицизма было то, что он начал развиваться с

комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.В.Княжнин и

ряд других - представители классицизма в русской

литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее

крупных и ярких представителей русской литературы этого

времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл

исключительную роль в формировании русской литературы,

развитии языка.

 

Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают

большое распространение мемуары. Лучшими из них были

записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины

XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице

Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было

время расцвета русского портрета, который и по сей день

продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским

академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для

развития русской живописи и скульптуры много сделала

Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее

талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин,

Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми

иностранными архитекторами, создавшими первоклассные

памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги,

Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими

творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы -

В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.

 

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр,

возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности

талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много

сделал для развития русского театра преемник Волкова его

друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое

значение имел крепостной театр, особенно графа

Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и

Останкино.