Предмет, методы и способы правового регулирования

Правовое регулирование и правовое воздействие

Тема 21. Механизм правового регулирования

1. Правовое регулирование и правовое воздействие

2. Предмет, методы и способы правового регулирования

3. Понятие и элементы механизма правового регулирования

4. Эффективность правового регулирования

 

Любое общество нуждается в упорядоченности отношений, организованной деятельности, согласованности интересов и потребностей составляющих его людей. С этой целью осуществляется социальное регулирование – т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью различных средств и способов (социальных норм, властных велений, психического воздействия и т.п.).

Важнейшим средством социального регулирования является право. Оно организует отношения граждан, учитывая индивидуальные и общественные потребности, и направляет их поведение на достижение социально-полезных целей.

Целенаправленное воздействие на поведение участников общественных отношений при помощи юридических средств объединяется понятием правовое регулирование.

Но наряду с понятием «правовое регулирование» существует понятие «правовое воздействие». Термин «воздействие» по объему своего содержания шире, так как означает влияние на что-либо через широкую систему действий. В то время как регулирование (от лат. «regulo» – правило) подразумевает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо.

Правовое воздействие представляет собой весь процесс влияния права и правовой информации на со­циальную жизнь, сознание и поведение людей через различные источники и формы, способствуя правовому воспитанию личности. К средствам правового воздействия относятся как собственно-правовые (нормы права, правоотношения), так и иные правовые явления (правосознание, правотворческий процесс, правовая культура).

Правовое регулирование – это составляющая правового воздействия, которая выражается в целенаправленном использовании не любых, а специально-юридических средств для упорядочения деятельности людей. К юридическим средствам относятся: нормы и принципы права, правоприменительные акты и акты толкования права, договоры, юридические факты и т.д.

Проводимое разграничение между правовым воздействием и правовым регулированием позволяет выяснить место и роль каждого элемента механизма правового регулирования в общей системе правового воздействия, определить связи и взаимодействия между этими элементами.

 

 

Правовое регулирование осуществляется в определенной сфере – совокупности отношений, для упорядочения которых требуется правовое вмешательство. Она определяется из особенностей данного исторического этапа общественного развития. Длительная историческая практика позволяет выделить три группы отношений, которые включаются в сферу правового регулирования:

– отношения по обмену ценностями (материальными и нематериальными);

– отношения по властному управлению обществом;

– отношения по обеспечению правопорядка.

Конкретный вид отношений, входящий в каждую из этих групп будет составлять предмет правого регулирования. Например, хозяйственно-договорные отношения, авторские отношения, отношения собственности, трудовые отношения и т.д.

От характера и содержания правовых отношений, составляющих предмет правового регулирования зависит набор юридические средства и способов правового воздействия, образующих в совокупности определенный метод правового регулирования.

В зависимости от характера регулируемых отношений различают следующие методы правового регулирования: децентрализованный, построенный на согласовании целей и интересов сторон в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частного права и централизованный, базирующийся на отношениях строгого соподчинения участников отношений и используемый в публично-правовых отраслях. По степени категоричности правовых предписаний различают императивный – властно побудительный, директивный метод и диспозитивный, предполагающий самостоятельность выбора поведения участниками отношений.

К основным способам правового регулирования относятся дозволение, обязывание и запрещение. Дополнительно выделяют применение мер государственного принуждения, стимулирование.

В зависимости от соотношения используемых способов различают два типа правового регулирования: общедозволительный, который определяется формулой «разрешено все, что не запрещено» и разрешительный – «запрещено все, кроме того, что разрешено».

В каждой отрасли права эти два типа сочетаются в той или иной степени. Например, в гражданском праве преобладает общедозволительный тип, а в административном и в уголовном – разрешительный. Но нет отрасли, построенной только на одном типе регулирования.

В связи с правовым регулированием выделяется также понятие «правовой режим», которое применяется для отражения специфики юридического регулирования определенной группы общественных отношений путем использования определенных юридических средств и способов. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Например, внутри административного права различают режим регулирования управленческих отношений в армии и в сфере государственного управления образованием. В финансовой сфере можно выделить правовой режим деятельности коммерческих банков и т.д. В зависимости от содержания деятельности различают валютный, таможенный, налоговый, пошлинный и др. режимы, по форме выражения выделяют законный и договорной режимы, по юридической природе – материальный и процессуальный режимы.

Правовые режимы придают гибкость правовому регулированию, позволяют улавливать неоднородность социальных связей, точнее учитывать временные и пространственные факторы, специфику объектов и субъектов регулирования.