Механизм обеспечения реализации норм права
Правоприменительный акт и его виды
Правоприменительный акт–это государственно-властный, индивидуально-определенный акт, изданный компетентным органом или лицом в результате разрешения конкретного юридического дела и устанавливающий меру прав. Обязанностей или ответственности конкретных лиц.
Данный вид правового акта обладает рядом отличительных особенностей:
– он индивидуализирован, т.е. адресован поименно определенным лицам;
– направлен на реализацию юридической нормы в конкретной жизненной ситуации;
– его действие распространяется только на конкретный случай
Но как и все правовые акты он имеет обязательный характер и обеспечивается силой государственного принуждения.
Акты применения права можно разделить на виды по различным основаниям:
1) по субъектам принятия: акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного самоуправления.
2) по значению в правоприменительном процессе: вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).
3) по способу принятия: коллегиальные и единоличные
4) по предмету регулирования: конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, акты применения материального и процессуального права
5) по юридической природе: правоисполнительные, правоохранительные, правовосстановительные, правообеспечительные
6) по форме внешнего выражения: акты-документы (указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.) и акты-действия (словесные: распоряжение или резолюция на документе и конклюдентные – молчаливые: жесты милиционера, регулирующего дорожное движение)
7) по продолжительности действия: однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии)
Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из следующих частей:
– вводная (включает наименование акта, месту, дату. Название органа или должностного лица, его издавшего, по кому вопросу);
– описательная (описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, когда, кем и при каких обстоятельствах совершены те или иные действия);
– мотивировочная (юридическая квалификация обстоятельств дела, указание на соответствующую применению норму);
– резолютивная (формулируется само решение).
Механизм обеспечения реализации права (закона) представляет собой комплекс взаимосвязанных мер материально-технического, организационно-управленческого и специально-юридического характера, осуществляемых государством в лице его органов и должностных лиц, направленных на создание условий, обеспечивающих реальное действие закона. Соотношение этих мер зависит от целей, преследуемых законом и содержаниярегулируемых отношений.
Материально-техническое обеспечение – это многообразная деятельность государственных органов по созданию материальной базы для действующего закона.
Организационное обеспечение – это многообразная организационно-исполнительная и распорядительная деятельность государственных структур, включающая информационное обеспечение и специальное обучение кадров.
Качество закона как и его эффективность зависят от уровня профессиональной подготовки законодателя.
Важное значение среди мер внеправового характера имеет идеологическое обеспечение реализации закона. Это научное обоснование необходимости правового регулирования данных отношений, прогнозирование социальных последствий действия принятого закона, исследование среды его действия.
К юридическим инструментам реализации закона следует отнести правила юридической техники, подзаконное нормотворчество, конкретизирующее законодательные предписания, а также средства индивидуально-правового регулирования, включающего акты распорядительного и правоприменительного характера.