Применение как особая форма реализации норм права

Применение права – это властная деятельность компе­тентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу.

Применение права имеет следующие признаки:

- организационно-властный характер;

- осуществляется уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами

- направленность на решение конкретного дела и установление конкретных правовых по­следствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности;

- осуществляется в специально предусмотренных процессуальных формах;

- связано с вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права является особой формой реализации пра­ва, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения.

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

– когда совершается правонарушение и требуется применить
санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

– когда появляется препятствие на пути реализации субъектом
своего права;

– когда возникает спор о праве, и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, спор о детях, наследстве и т.д.);

– когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий документов и т.д.);

– когда определенные права и обязанности, не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

– когда по закону необходимо официально установить (нередко
через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим, нахождение на воинской службе, состояние в браке).

В правоприменительной деятельности, в свою очередь, можно выделить две формы:

оперативно-исполнительную – властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это основной способ организации исполнения положительных велений права;

правоохранительную – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений, принятие соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Нужно учитывать, что правоприменение должно быть юридически, социально и экономически оправдано, иначе оно будет носить затратный характер, сокращая сферу саморегулирующихся отношений. В правовом государстве должна быть полная определенность в том, какие законы применяются, кем и когда, на каком основании и в какой форме.

Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий.

Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела;

Вторая стадия – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению,

Третья стадия – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, ос­новной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1) Процесс применения права всегда начинается с установления и исследования обстоятельств дела, образующих в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми – правомерными либо неправомерными.

Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, добытых в установленных законом формах и порядке.

Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует дости­жению объективной истины по делу и принятию правильного решения.

2) Сущность юридической оценки фактических обстоя­тельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, что­бы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу зако­нодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактичес­ких обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, пре­дусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и ус­тановления тождества между ними.

При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами, налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разре­шить на этой стадии.

Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо ус­тановить подлинный ее текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках (в СЗ РФ, «Российской газете», кодексах).

3) Принятие решения по делу включает в себя:

– интеллектуальную деятельность по выведению определенного заключения из фактических обстоятельств и юридической нормы, им соответствующей. При этом правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

– издание индивидуально правового (правоприменительного) акта и доведение до заинтересованных лиц его содержания. Данный акт является юридическим фактом, служащим основой для возникновения правоотношения.

Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению.

Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, с одной стороны, а с другой – охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.