Систематизация права

Законотворческий процесс и его стадии

Законотворческий процесс – главная составная часть правотворчества, представляющая собой четко урегулированный нормами права порядок разработ­ки, обсуждения и принятия законов высшим органом государственной власти.

Законотворческий процесс есть последовательность действий компетентных органов государственной власти по созданию законодательного акта. Каждый этап таких действий или, иначе говоря, стадий, является определяющим условием качественной законотворческой работы отвечающей его принципам и целям.

Законотворчество включает в себя следующие основные стадии:

1) Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции право определенных субъектов вносить предложение об издании закона или готовый законопроект, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению. Субъекты законодательной инициативы в РФ перечислены в ст. 104 Конституции РФ.

2) Обсуждение законопроекта – важная стадия, именуемая также чтением законопроекта, которая начинается с заслушивания на заседании парламентом доклада представителя субъ­екта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) Принятие закона парламентом, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). В российской Федерации основная масса федеральных законов принимается Государственной Думой, как правило, в трех чтениях и затем вносятся на одобрение Совету Федерации.

4) Подписание и обнародование закона Президентом (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент РФ в течение четырнадцати дней под­писывает одобренный Советом Федерации закон и обнародует его);

5) Опубликование закона (федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы подлежат официальному опубли­кованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Неопубликованные законы не применяются).

 

Систематизация – представляет собой деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, выявления пробелов и противоречий.

Выделяют следующие виды систематизации: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в сборники, своды, собрания, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация, как правило, проводиться по хронологическому (по времени приня­тия) или предметному (тематическому) принципам.

Инкорпорация подразде­ляется на официальную и неофициальную. Первая проводится компетентным органом. По существу – это форма опубликования нормативных актов в упорядоченном виде. К ней можно отнести, например, Со­брание законодательства Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация проводится организациями или гражданами без специального на то полномочия. Служит для удовлетворения интересов узкого круга специалистов, а также проводится в учебных и просветительских целях. На неофициальные инкорпоративные сборники нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юри­дических дел, например в суде.

Кодификация – форма систематизации, которая охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку нормативных актов путем объединения их в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила по­ ведения, обеспечивается их согласованность, логичность. В результате издается новый укрупненный законодательный акт.

Поэтому кодификация – это еще и способ правотворчества,
наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подверга­ется значительная часть законодательства), отраслевой (когда перера­батываются нормы определенной сферы законодательства), специаль­ной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового институ­та).

Кодификация характеризуется следующими признаками:

- осуществляется только специальными (правотворческими) органами;
- ее итогом является появление нового укрупненного нормативного кодифицированного акта, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере
К видам наиболее распространенных кодифицированных относятся:

основы законодательства – кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов;

кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ,УК РФ, ТК РФ, СК РФ и т.п.);

уставы –кодифицированные нормативные правовые акты, объ­единяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ве­домств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисцип­линарные уставы и т.п.);

положения – кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерст­вах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);

правила – кодифицированные нормативные правовые акты, уста­навливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, пра­вила дорожного движения).

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каж­дый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «ком­промиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания нормативно-правовых актов – учет. Учет нормативных актов – это деятельность по сбору, хранению и созданию поисковых систем, обеспечивающая оперативное нахождение необходимой правовой информации в общем массиве актов. В настоящее время создаются специальные коммерческие организации, которые осуществляют централизованный сбор и поддержание в контрольном состоянии электронных систем классификации правовых актов («КонсультантПлюс», «Гарант» и т. д.).