Виды правотворчества

 

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности:

- непосредственное правотворчество народа (референдум);

- издание нормативных актов органами государственной власти;

- правотворчество должностных лиц;

- делегированное правотворчество;

- локальное правотворчество.

Непосредственное правотворчество народа (референдум) принято относить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:

1) решения референдума обладают высшей юридической силой;

2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

3) референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

4) организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

Правотворчество государственных органов – это разветвленная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется основной массив законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом определяется его компетенцией и местом в иерархической структуре механизма государства.

Правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра и т.п.)

Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федерации не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов местного самоуправления, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в судебном порядке.

В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих правомочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они принимали правовые акты совместно с государственными органами.

За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. При этом допускается субделегация, т. е. передача правительством делегированных ему законодательных полномочий другим органам.

Локальноеправотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем органе.

С точки зрения особенностей юридической природы процесса создания норм права можно выделить: законотворчество, подзаконное правотворчество, договорное правотворчество

Законотворчествоодин из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы – закон. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее, она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые соответствуют его компетенции.

Одной из разновидностей правотворчества выступает договорноеправотворчество, в результате которого образуются договоры нормативного содержания, например, конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для урегулирования социально-трудовых отношений.

Договорное правотворчество, как правило, относится к подзаконному виду, но в соответствии со ст. 15 Конституции РФ международным догово­рам Российской Федерации придается законодательная сила («если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»).