Тема 12. Формы (источники) права.
Классификации правовых норм
Сложность и многогранность общественной жизни обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.
1) По социальному назначению нормы можно подразделить на: учредительные (нормы-принципы), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные – этонормы, которые отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Нормы – дефиниции формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений.
2) По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
3) По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
Поощрительные нормы, направленные на стимулирование социально полезного поведения
4) По функциональной принадлежности различают регулятивные и охранительные нормы.
Регулятивные – непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
5)По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
6) По времени действия выделяют постоянные и временные нормы
7) По кругу лиц: нормы распространяющиеся на всех, кто подпадает под их действие и нормы, действующие на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.
8) По степени определенности изложения различают абсолютно определенные нормы (точно определяющие условия, права, обязанности и ответственность), относительно определенные (не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах, обязанностях и определяют лишь границы ответственности) и альтернативные (содержат несколько вариантов условий действия, способов поведения сторон или мер воздействия).
9) В зависимости от способа правового регулирования – на управомачивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например, нарушать правила дорожного движения).
10) В зависимости от субъекта правотворчества – на нормы принятые государственными органами и нормы принятые негосударственными структурами (референдумом или органами местного самоуправления).
Контрольные вопросы по теме:
1. Дайте определение нормы права и выделите ее основные признаки
2. Какова логическая структура правовой нормы?
3. Какие способы классификации юридических норм Вам известны?
4. Охарактеризуйте основные формы изложения нормы права в статье юридического акта.
1. Понятие источника и формы права.
2. Виды источников (форм) права.
3. Нормативно-правовой акт.
4. Классификация нормативно-правовых актов.
5. Нормативно-правовые акты РФ.
6. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.