Тема 12. Формы (источники) права.

Классификации правовых норм

Сложность и многогранность общественной жизни обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно раз­нообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходи­мо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1) По социальному назначению нормы можно подразделить на: учредительные (нормы-принципы), обеспечительные (нормы-га­рантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), опера­тивные (нормы-инструменты).

Учредительные – этонормы, которые отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Нормы – дефиниции формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российс­кой Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяет­ся настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений.

2) По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Пер­вые являются правилами поведения субъектов, вторые содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

3) По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей Они реализуются преимущественно в граж­данско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Поощрительные нормы, направленные на стимулирование социально полезного поведения

4) По функциональной принадлежности различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные – непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей. Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

Охранитель­ные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобож­дения от наказания.

5)По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

6) По времени действия выделяют по­стоянные и временные нормы

7) По кругу лиц: нормы распространяющиеся на всех, кто подпадает под их действие и нормы, действующие на четко обозначен­ную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.

8) По степени определенности изложения различают абсолютно определенные нормы (точно определяющие условия, права, обязанности и ответственность), относительно определенные (не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах, обязанностях и определяют лишь границы ответственности) и альтернативные (содержат несколько вариантов условий действия, способов поведения сторон или мер воздействия).

9) В зависимости от способа правового регулирования – на управомачивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например, нарушать правила дорожного движения).

10) В зависимости от субъекта правотворчества – на нормы принятые государственными органами и нормы принятые негосударственными структурами (референдумом или органами местного самоуправления).

 

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение нормы права и выделите ее основные признаки

2. Какова логическая структура правовой нормы?

3. Какие способы классификации юридических норм Вам известны?

4. Охарактеризуйте основные формы изложения нормы права в статье юридического акта.

 

1. Понятие источника и формы права.

2. Виды источников (форм) права.

3. Нормативно-правовой акт.

4. Классификация нормативно-правовых актов.

5. Нормативно-правовые акты РФ.

6. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.