Сущность права

Для более глубокого понимания значения и роли права необходимо раскрыть его сущность – главную внутреннюю, качественную основу, истинную природу права.

Право возникло, как объективная насущная потребность общества в упорядочении социальных связей и отношений. Социально организованные индивиды не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные и иные потребности.

Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями и талантами, неодинаковым материальным положением, социальным статусом. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу – стабильность и упорядоченность.

Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил. Право в нормативной форме вводит в содержание человеческих отношений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т. п. Именно через право данные ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Однако стабильность и упорядоченность социальной жизни могут достигаться и подчинением одной части населения правилам, которые установила другая часть. Тогда право служит интересам правящего класса или группы (элиты) и выступает как властные веления этого класса или группы.

Право является в таком случае неотъемлемым компонентом власти правящего класса и уже не несет в себе равный масштаб и одинаковую меру свободы для всех. Право в данной ситуации есть свобода одних и несвобода других. Классовую или элитарную направленность, то есть функцию защиты интересов правящего класса, право приобретает в условиях доминирования интересов господствующего класса над интересами иных слоев населения. Политико-правовая идеология общества подобного типа направлена на обслуживание политических, экономических, культурных и иных социальных потребностей господствующего класса. Зачастую общесоциальные ценности и интересы подменяются или отождествляются с ценностями и интересами «высших слоев населения». Право становиться выражением воли «сильного».

Для правильного понимания сущности права следует ответить на вопросы: «Как возникает право, кто его создает, какова его социальная ценность, назначение и чьи интересы оно выражает и обслуживает»?

В рамках современной теории права сложилось несколько подходов и теорий в понимании сущности права: элитарный подход; теория солидаризма; либертарная и этическая теория; социологический подход и ряд других.

Мы остановимся на двух основных подходах, наиболее устоявшихся в отечественной теории права.

Первый подход – понимание права в широком, общесоциальном смысле. Он рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Сторонники данного подхода исходят из того, что право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые устанавливаются не государством, а даны человеку свыше. Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка.

Предполагается, что эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Достоинством подхода является стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает, а недостатком – абстрактность, некоторая оторванность от жизни, так как ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими, обусловленными реальными историческими условия общественной жизни.

Второй подход – понимание права в узком, классово-элитарном смысле. Его отстаивают авторы, акцентирующие внимание на формальных характеристиках права, его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права.

Государство может быть отражением интересов класса, стоящего у власти, правящей элиты. В этом случае право является воплощением воли господствующего класса. Понимание права как воли экономически господствующего класса было характерно для марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями его жизни. Не менее значимы, в рамках данного подхода, существующие доктрины и теории, в рамках которых право понимается как форма выражения воли отдельной социальной группы (властвующей политической элиты) закрепляющая и оформляющая «законность» удерживаемой и осуществляемой государственной власти в целях претворения в жизнь утопических идей и воззрений, таких как коммунизм, фашизм, апартеид и т.п. Согласно такого правопонимания, право является не благом для всех, а привилегией немногих.

Если в формальном (нормативном) выражении, право – система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных (то есть утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее) государством, соблюдение которых обеспечивается силой государственного принуждения. То в сущностном (содержательном) выражении, право проявляется в установлении некого масштаба поведения исходя из утвердившего в обществе императива свободы, добра, справедливости и равенства. В конечном счете, в этом и есть цель права.