Основные подходы в понимании права

Тема 9. Понимание права. Сущность, принципы и функции права

1. Основные подходы в понимании права

2. Субъективное и объективное право

3. Основные признаки права

4. Сущность права

5. Институциональная (инструментальная) ценность права

6. Принципы права

7. Функции права

 

Для юриспруденции как науки о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания права (как в семени дано определенное будущее растению, так и в понятии права в научно-абстрактном виде содержится определенная юридическая теория)

Вопросы правопонимания относятся к числу «вечных», так как, выступая универсальным, многофункциональным и социально необходимым регулятором, право на каждом этапе развития общества раскрывает все новые свои возможности. На восприятие права оказывает влияние и субъективный фактор (философские, нравственные, религиозные и иные позиции познающего субъекта)

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды на понимание права на основе определенных критериев.

1) В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования – природа человека или государство различают естественно-правовую и позитивистскую теории права

Естественно-правовая теория связана с именами древних мыслителей – Платона, Сократа, Демокрита и отражает попытку выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Эта теория способствует утверждению естественных, неотъемлемых прав человека (на жизнь, на выбор деятельности, на свободу передвижения и т.п.), на которые не должен посягать никто. Она также позволяет провести различие между правом, складывающимся естественно, независимо от воли отдельных лиц и законом, создаваемым государством. При этом основные, предопределенные природой права и свободы первичны по отношению к закону.

Позитивистская теория (К. Бергбом, Г. Шершеневич), в отличие от естественно-правовой, отождествляет право и закон. Государство в своих законах устанавливает субъективные права и юридические обязанности и гарантирует их исполнение. Право вне государственной воли не существует.

2) В зависимости от того, что рассматривается в качестве главного, основного элемента права: норма, правосознание или правоотношение – выделяются нормативистская, психологическая и социологическая теории права.

Нормативистская теория (Штаммер, Г. Кельзен, П. Новгородцев) исходит из представления о том, что право – это совокупность взаимосвязанных норм, внешне выраженных в законах и иных нормативно-правовых актах. Право представляется в виде стройной иерархической пирамиды, где вышестоящая норма по юридической силе выше предыдущей. Нормы права издаются государством, и в них выражается его воля, возведенная в закон. Эта теория позволяет представить право как стройную систему общеобязательных и обеспеченных государством норм, выраженных в законе. Упущением данной теории является отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование нравственных начал в праве и значения правосознания для его создания и реализации.

Психологическая (нравственная) теория (Л.И. Петражицкий) под правом понимает форму общественного сознания – совокупность правовых эмоций. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание человека и не усвоены им. Поэтому право – не тексты законов, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, запретах, условиях их реализации, порядке защиты. Интуитивное право регулирует, направляет поведение человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Социологическая теория (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Л.С. Явич) рассматривает право как деятельность физических лиц и организаций, соблюдающих, исполняющих и применяющих правовые нормы. «Право следует искать не в норме и психике, а в реальной жизни», в фактическом поведении. В основу понимания права положено общественное отношение, защищенное государством. Право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Государство призвано выявить суть такого порядка, разрешить спор в конкретной ситуации.

Задача современного правопонимания рядом ученых видится в том, чтобы с помощью синтеза всех правовых свойств, представить понятие «право» на более широкой теоретической основе, показать взаимодействие его сторон. Нормативистская, социологическая, психологическая теории раскрывают лишь один аспект права и не дают полного его понимания. Понятие права должно включать всю сумму знаний о нем, включать существенные черты и признаки, которые составляют его собственное содержание, выражают его природу как специфического общественного явления. По мнению В.С. Нерсесянца, можно давать различные определения права, но они не должны противоречить друг другу, а правильно и однозначно выражать его понятие. При этом даже самая краткая дефиниция должна объединять как минимум две стороны права – его объективную обусловленного как специфического социального явления (определяющего меру социальной свободы) и официальную признанность и общеобязательность.