Иллюстрации
ОРГАНЫ ЧУВСТВ.. 70
7.1. Зрительная система. 71
Рис. 53. Схема горизонтального сечения правого глаза: 71
Глазное яблоко. 71
Роговица (cornea)— это выпуклая пластинка блюдцеобразной формы.. 71
Хрусталик. 72
Рис. 54. Структура сетчатки: 72
Рис. 55. Препарат вентральной поверхности мозга (височные доли и ствол сняты, средний мозг рассечен): 74
Рис. 56. Схема проводящих путей зрительного анализатора: 75
7.2. Слух и равновесие. 76
7.2.1. Органы слуха. 76
Наружное ухо. 76
Рис. 57. Схема строения среднего и внутреннего уха: 76
Среднее ухо. 76
Внутреннее ухо. 76
Костный лабиринт. 77
Костная улитка. 77
Рис. 58. Схема строения Кортиевого органа: 77
Рис. 59. Волосковая клетка: 78
Филогенез. 78
Онтогенез. 78
7.2.2. Вестибулярная система. 78
Отолитовый аппарат. 79
Рис. 60. Схема строения макулы отолитового аппарата: 79
7.3. Вкусовая система. 80
Рис. 61. Схема вкусовой почки, погруженной в сосочек языка: 80
Рис. 62. Схема локализации чувствительных структур на поверхности языка человека: 81
Филогенез. 81
Онтогенез. 81
7.4. Обонятельная система. 81
Рис. 63. Строение обонятельного эпителия: 82
Онтогенез. 83
7.5. Кожная рецепция. 83
Рис. 64. Кожные рецепторы: 83
Рис. 65. Соединение путей кожных и висцеральных рецепторов в спинном мозге: 84
Болевая чувствительность (ноцицепция) 84
7.6. Проприоцепция и интероцепция. 84
Проприоцептивный анализатор. 84
Интероцептивный анализатор. 85
Приложение. Словарь латинских терминов. 86
Обозначения направлений. 86
Общие термины.. 86
Список литературы.. 88
Содержание. 89
Рис. 1. Формирование нервной ткани: 11
Рис. 2. Нейрон: 12
Рис. 3. Схема миелинизации аксонов: 13
Рис. 4. Строение синапса: 13
Рис. 5. Типы нейронов: 16
Рис. 6. Схема взаиморасположения элементов нервной ткани: 17
Рис. 7. Поперечный срез через нерв (а) и нервный ствол (б): 17
Рис. 8. Схема строения диффузной нервной системы кишечнополостного животного: 19
Рис. 9. Схема строения диффузностволовой нервной системы турбеллярии: 19
Рис. 10. Схема строения ортогональной нервной системы ресничного червя (передний конец): 20
Рис. 11. Схема строения узловой нервной системы насекомого: 21
Рис. 12. Схема строения головного мозга насекомого (пчела). Левая половина — его сечение: 22
Рис. 13. Схема строения ганглионарной нервной системы пластинчатожаберного моллюска (беззубка): 22
Рис. 14. Схема строения нервной системы головоногого моллюска (осьминог): 23
Рис. 15. Схема развития плаща конечного мозга (обозначен черным) в сравнении с остальными структурами мозга в ряду позвоночных: 24
Рис. 16. Закладка нервной трубки (схематичное изображение и вид на поперечном срезе): 26
Рис. 17. Пренатальное развитие нервной системы человека: 26
Рис. 18. Этапы развития головного мозга человека. 28
Рис. 19. Схема строения вегетативной нервной системы. Римскими цифрами обозначены соответствующие пары черепно-мозговых нервов. 30
Рис. 20. Спинной мозг (вид с дорсальной стороны): 33
Рис. 21. Оболочки спинного мозга (шейный отдел): 34
Рис. 22. Оболочки спинного мозга на поперечном разрезе: 34
Рис. 23. Схема расположения сегментов спинного мозга: 35
Рис. 24. Схема поперечного среза спинного мозга: 36
Рис. 25. Ствол мозга с дорсальной стороны. Мозжечок убран: 39
Рис. 26. Ствол мозга с вентральной стороны (римскими цифрами обозначены места выхода черепно-мозговых нервов): 40
Рис. 27. Ствол мозга сбоку. Мозжечок убран (римскими цифрами обозначены места выхода черепно-мозговых нервов): 41
Рис. 28. Поперечный разрез продолговатого мозга. 42
Рис. 29. Расположение мозжечка на стволе мозга (часть ткани мозжечка убрана): 45
Рис. 30. Мозжечок: 46
Рис. 31. Ядра мозжечка: 47
Рис. 32. Схема строения коры мозжечка: 47
Рис. 33. Сагиттальный срез ствола мозга: 49
Рис. 34. Разрез среднего мозга (изображены примыкающие к нему части промежуточного мозга): 49
Рис. 35. Поперечный разрез через ножки мозга: 50
Рис. 36. Промежуточный и средний мозг (вид сверху): 51
Рис. 37. Схема основных ядерных групп промежуточного мозга: 52
Рис. 38. Схема основных ядерных групп промежуточного мозга и среднего мозга: 53
Рис. 39. Схема взаимоотношений оболочек головного мозга: 56
Рис. 40. Система желудочков и цистерн мозга: 57
Рис. 41. Полушария мозга на разных уровнях горизонтального разреза: 58
Рис. 42. Топография базальных ядер конечного мозга и стволовых структур (вид слева спереди): 59
Рис. 43. Топография базальных ядер конечного мозга и стволовых структур (вид слева сзади): 59
Рис. 44. Гиппокамп и свод. 61
Рис. 45. Проводящие пути больших полушарий (часть латеральной поверхности левого полушария удалена): 62
Рис. 46. Передняя комиссура и передняя часть височной доли (поперечный срез, вид сзади): 63
Рис. 47. Фронтальный срез нижнего отдела височной доли левого полушария: 64
Рис. 48. Схема строения лимбической системы: 65
Рис. 49. Схема цитоархитектонического строения новой коры головного мозга: 66
Рис. 50. Пирамидный нейрон коры: 67
Рис. 51. Латеральная поверхность левого полушария (Сильвиева борозда раздвинута): 68
Рис. 53. Схема горизонтального сечения правого глаза: 71
Рис. 54. Структура сетчатки: 72
Рис. 55. Препарат вентральной поверхности мозга (височные доли и ствол сняты, средний мозг рассечен): 74
Рис. 56. Схема проводящих путей зрительного анализатора: 75
Рис. 57. Схема строения среднего и внутреннего уха: 76
Рис. 58. Схема строения Кортиевого органа: 77
Рис. 59. Волосковая клетка: 78
Рис. 60. Схема строения макулы отолитового аппарата: 79
Рис. 61. Схема вкусовой почки, погруженной в сосочек языка: 80
Рис. 62. Схема локализации чувствительных структур на поверхности языка человека: 81
Рис. 63. Строение обонятельного эпителия: 82
Рис. 64. Кожные рецепторы: 83
Рис. 65. Соединение путей кожных и висцеральных рецепторов в спинном мозге: 84
Светлой памяти нашего Учителя Григория Аствацатуровича Кураева посвящается
Предисловие
Введение в учебные планы подготовки студентов-психологов курса анатомии центральной нервной системы (ЦНС) отражает очевидную необходимость в подобных знаниях. Особенность данного курса, по мнению авторов пособия — сочетание морфологии и отдельных аспектов онто- и филогенеза нервной системы, а также его логическая связь с последующими курсами: физиологии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и т.д.
Изложение курса анатомии центральной нервной системы студентам-психологам требует специфического подбора материала. С одной стороны, строение структур ЦНС необходимо описывать достаточно подробно, с другой — материал не должен быть перегружен множеством деталей анатомии мозга и латинской терминологией, что характерно для фундаментальных медицинских атласов и учебников по анатомии. Авторы попытались сохранить баланс между академичностью изложения курса и его доступностью.
Мы старались достаточно полно проиллюстрировать пособие, с тем чтобы по возможности облегчить понимание такого сложного материала, как строение центральной нервной системы. Кроме того, прилагается краткий словарь латинских терминов, сгруппированных согласно расположению отделов ЦНС. Внутри каждого раздела термины расположены исходя из соотношения между обозначаемыми анатомическими структурами. Знание латинских терминов поможет студентам разобраться в терминологии фундаментальных работ по анатомии.