Политической системы
Взаимодействие государства с другими элементами
Государство как важнейший элемент политической системы
Центральным звеном политической системы выступает государство как основной институт власти в обществе,оснащенный специальным аппаратом и располагающий огромными материальными, финансовыми и правовыми средствами, что дает ему возможность многими сферами жизни общества и оказывать влияние на общественные отношения.
Особое место государства в политической системе обусловлено следующими факторами:
– оно является единственной полновластной организацией в масштабе страны и способно обеспечить интеграцию общества при наличии в нем социальных различий и борьбы интересов;
– определяет основные направления развития общества, его внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает общественный порядок и выступает в качестве официального представителя данного общества;
– для организации управления обществом имеет разветвленную всеобъемлющую систему публичных органов, состоящих из профессиональных управленцев и значительную материальную основу (в его ведении могут находиться целые отрасли промышленности, оно легально осуществляет сбор средств с населения и организаций, формируя казну);
– обладает суверенитетом, т.е. верховенством в осуществлении власти внутри страны и независимостью от внешних политических сил;
– на основе издаваемых государством законов, имеющих общеобязательный характер, осуществляется управление обществом, регламентируется его собственная деятельность, полномочия и взаимодействие органов власти;
– только государство имеет право на законное применение силы, принуждения и обладает для этого специальными средствами.
Таким образом, государство выступает как особое звено в структуре политической системы. Оно не просто массовое политическое объединение, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности.
Особая роль государства раскрывается в его взаимодействие с другими элементами политической системы в ходе выполнения им своих управленческих функций.
Например, с политическими партиями – структурно организованными образованиями, выражающими интересы тех или иных социальных классов, слоев, групп и объединяющие наиболее активных их представителей.
Партии ставят, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы социальных, экономических и политических преобразований. Государство как раз тот институт, где партийные интересы могут стать общественными и обеспечиться властной поддержкой и специальным механизмом реализации.
В многопартийных политических системах государство строит свои отношения с партиями на основе рассмотрения их притязаний в ходе законодательного процесса на основе правовых процедур. Государство также с помощью правовых средств может регулировать процессы образования и деятельности политических партий.
Общественные объединения – в отличие от партий не ставят в качестве основной цели политическую деятельность, а используют ее как вспомогательное средство реализации своих интересов (экономических, экологических, культурных). Они извне воздействуют на государство, не добиваясь прямого захвата власти (через участие в выборах, агитационную работу, участие в деятельности государственных органов при решении интересующих их вопросов, через получение и распространение информации и т.п.). Государство, в свою очередь предоставляет гражданам конституционное право на объединение, определяет их правовое положение, обеспечивает охрану их законной деятельности, привлекает к решению социальных задач.
Профсоюзы – организации, выражающие интересы определенной категории работников. Выросшие из цеховых организаций ремесленников, они долгое время не признавались государством официально. В настоящее время их деятельность юридически закреплена. Профсоюзы, особенно в переходный период, могут стать мощным фактором воздействия на государство, выступая за улучшение условий труда, повышение заработной платы, социальной защиты работников. Организовывая забастовочное движение, они заставляют государство вносить изменения в законодательство. Деятельность профсоюзов может оказывать и дестабилизирующее влияние на политическую систему, способствовать углублению социальных конфликтов.
Большую роль в низовых структурах политической системы играют органы местного самоуправления (советы, сходы, муниципалитеты и т.) Они возникают для самостоятельного решения населением вопросов местного значения (бытовое, коммунальное устройство, культурная жизнь, инфраструктура и т.д.). Государство может делегировать им ряд властных полномочий и привлекать к решению важнейших вопросов управления. Существуют две основные модели сочетания государственного и самостоятельного регулирования вопросом местного управления: англо-американская (наличие местного самоуправления на всех уровнях ниже государства и его субъектов) и европейская модель (сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах).
Особый интерес представляют отношения государства с церковью. В истории существовали теократические, светские, воинственно-атеистические, клерикальные, конфессионально-плюралистические государства. В каждом из этих типов государств по-своему складывались отношения с религиозными организациями. На современном этапе большинство государств исключили формально церковь из своего состава. Церковь, не вмешиваясь в политику, должна заниматься духовно-нравственным воспитанием. Но даже в светских государствах фактически не произошло окончательного отделения церкви от решения политических дел. Это проявляется как в прямом участии церкви в государственных мероприятиях, так и косвенно, через религиозно ориентированные молодежные, женские и другие политические организации. Государство, в свою очередь, охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные аспекты деятельности, исходя из государственных интересов. В целом влияние религиозных общин зависит от уровня демократического развития, характера политического режима, социальной среды и традиций.
Итак, политическая система общества представляет собой органическое единство государства и других социальных элементов, имеющих различные политические функции. Взаимоотношение между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними задач.
Укрепление и развитие общности всех государственных и общественных организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех ленов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.
Контрольные вопросы:
1. Что такое политическая система общества, и какова ее структура?
2. Какие типы политических систем Вам известны?
3. Определите место и роль государства в политической системе.
4. Как взаимодействует государство с другими политическими организациями?