Форма государственного устройства

Форма государственного устройстваэто внутреннее территориальное строение государства, которое раскрывает правовое положение отдельных частей государства, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства, основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма – конфедерация – встречается гораздо реже.

Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Его административно территориальные единицы не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенным правами.

Его характерные признаки: единые органы высшей власти, единая конституция, система законодательства, единое гражданство, обща налоговая и кредитная система. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центру (Финляндия), либо в двойном подчинении – центру и местным представительным органам (Япония). Данная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство и поэтому является наиболее распространенной. Унитарные государства могут быть как однонациональными (Норвегия, Франция, Швеция), так и многонациональными (Великобритания, Бельгия). Допускается также национальная автономия на территориях компактного проживания небольшой по численности национальности (например, в Монголии – Баян-Улэгейский айман, где проживают казахи).

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и имеется разграничение государственно-властных полномочий между центром и субъектами. Образуются договорным или конституционным путем.

Наиболее общие черты федераций:

– наличие двух систем высших органов;

– высший представительный орган государства имеет 2-х палатную структуру где одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

– может существовать как союзное гражданство, так и гражданство субъектов;

– наряду с общефедеральным, существуют конституции и законы субъектов;

– конституционное разграничение компетенций между федерацией и субъектами. Существуют два основных способа – выделение сфер исключительной компетенции федерации и исключительной компетенции субъектов (США, Канада, Бразилия) и, кроме исключительных, выделение сфер совместной компетенции федерации и субъектов (ФРГ, Индия, Россия);

– основную государственную внешнеполитическую деятельность осуществляют общефедеральные органы, официально представляя страну в международных отношениях.

Федерации могут строится по территориальному (США, Мексика, Германия), национальному и национально-территориальному (смешанному) принципам. В отличие от национальных федераций, в территориальных субъекты не имеют прямого представительства в международных организациях и не могут выходить из состава федерации в одностороннем порядке.

Различают федерации симметричные (где все субъекты равны в своем статусе) и асимметричные (если статус субъектов).

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения общих целей. Здесь нет общегосударственных законодательных, исполнительных и судебных органов. Конфедеративные органы состоят из представителей суверенных государств, которые решают вопросы, входящие в сферу их общих интересов. Сохраняется территория, гражданство, законодательная, налоговая и кредитная система отдельных государств – членов конфедерации. Нет единой армии и бюджета. Как правило – это нестойкое образование. Примеры: штаты Северной Америки с 1776 по 1787г.г., конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) 1952 г., Швейцарский союз (1815-1848 гг.).

Появляются новые формы ассоциированных государственных объединений – СНГ, Европейское Экономическое сообщество. Не исключается возможность объединения в конфедерацию бывших республик СССР, Югославии, Северной и Южной Кореи.