Форма государственного правления

Форма государства и ее структура

Тема 7. Форма государства

5. Форма государства и ее структура.

6. Форма государственного правления.

7. Форма государственного устройства.

8. Государственный (политический) режим.

 

Форма государства – это категория, раскрывающая, на каких принципах и как территориально организована государственная власть, как создаются ее высшие органы, как они взаимодействуют между собой и населением и какими методами осуществляется управление.

Форма государства связана с типом, так как зависит от конкретно-исторических условий, но прямую параллель между ними проводить нельзя. Так, в рамках одного типа могут встречаться разные по форме государства и наоборот, государства одинакового типа могут облекаться в одну форму (например, есть как феодальные, так и буржуазные республики и монархии).

Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране (раннебуржуазные революции привели к компромиссу между феодалами и буржуазией, следствием которого стала конституционная монархия).

На форму государства влияет национальный состав, исторические и религиозные традиции, территориальные размеры и т.д. Как отмечал русский правовед и философ И.А. Ильин «Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций».

Структура формы правления в ее современном понимании включает три основных компонента: форму правления, территориального устройства и государственного режима.

 

Форма государственного правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования и взаимодействия ее органов, распределение компетенций.

Исходя из этого различают монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит к другому лицу в порядке престолонаследия. Данная форма правления характеризуется бессрочностью полномочий главы государства и его юридической безответственностью.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархии.

При неограниченной монархии монарх обладает полной властью: осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует и осуществляет правосудие. Данный тип монархии характерен для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютной монархии относят некоторые монархии Среднего Востока (например, Саудовскую Аравию).

Ограниченная монархия характеризуется разделением власти между монархом и другим органом. К подобным монархиям относят сословно-представительные монархии периода средневековья и конституционные (парламентарные) монархии (Великобритания, Швеция, Япония), где власть монарха существенно ограничена парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями.

Республиканская форма известна еще со времен Античности. Истории известны Афинская демократическая республика, аристократическая республика Спарты, Римская республика, средневековые купеческие города – республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков). В ХХ веке сформировалась социалистическая республика.

Современные республики подразделяются в основном на парламентские и президентские.

В парламентской республике (Австрия, Италия, Германия, Индия, Израиль, Турция и др.) парламент избирается всенародно, а президент – парламентской коллегией, в то время как в президентской (США, Бразилия, Мексика, Панама, Боливия, Колумбия и др.) существует внепарламентский способ избрания президента.

В парламентской республике правительство формируется из партии (партий) парламентского большинства и несет коллективную ответственность перед парламентом. Президент является только главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр.

В президентской – правительство формируется президентом при определенном парламентском контроле. Правительство несет ответственность перед президентом и он обладает правом его роспуска. Президент может совмещать должность главы государства и главы правительства (должность премьер-министра здесь, как правило, отсутствует). Президент обладает правом отлагательного «вето» на законопроекты парламента. Парламент, в свою очередь, может применить процедуру импичмента президента.

Существуют также смешанные (полупрезидентские) республики (Франция, Португалия, Финляндия), в которых парламент в той или иной степени делят контроль над правительством. Например, во Франции президент избирается народом, чем обеспечивается его независимое положение, но правительство, возглавляемое премьером, несет ответственность перед парламентом (президент не обязан назначать премьера из партии парламентского большинства, но в случае выражения парламентом недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку).

Россия – также не является классической республикой. Здесь предусмотрена должность премьера, но президент обладает решающими полномочиями в сфере исполнительной власти, что делает фигуру премьера слабой и зависимой. Президент обладает правом роспуска Думы независимо от воли избирателей, и в споре с парламентом выступает как судья в своем деле.