Цивилизационный принцип типологии государств
Довольно широкое распространение в научной литературе за последние годы, наряду с формационным, получил также и цивилизационный подход. Суть его заключается в том, что вместо «общественно-экономической формации» как критерия типологии государства предпринимаются попытки использования в качестве такового «цивилизацию».
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.
Согласно одному из определений, цивилизация – это относительно замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и иных факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность государствам, находящимся в ее рамках.
Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. Он позволяет увидеть государство не только как орудие политического господства, но и как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества. Цивилизационный подход позволяет учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качества определенного типа.
Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др.
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.
Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др.
Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией.
Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.
С учетом религиозного фактора различают светские, атеистические, клерикальные и теократические государства, в каждом из которых складываются специфические отношения государственной власти с церковью (от полного отрицания ее роли – в атеистическом, до слияния государственной и религиозной власти в теократическом).
Рассматривая цивилизационный вариант типологии, некоторые ученые (в частности, В.В. Лазарев) отмечают ее недостаточную разработанность и невнимание к главному критерию, который характеризует государство – принадлежность политической власти. Предлагается использовать данный подход не в качестве основного, а как расширительное дополнение.
Существуют также и другие – нетрадиционные типологии государств.
Так, согласно собственно юридическому подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной зашиты социального статуса граждан.
В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.
Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право. Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан.
Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее.
Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия (Г. Кельзен).
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой типология государств и каково ее значение?
2. Что следует понимать под «типом» государства?
3. Какие требования должны предъявляться к критериям типологии государств?
4. Выделите основные черты формационного подхода к типологии государств?
5. Проведите сравнительную характеристику основных исторических типов государства (рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому)
6. В чем особенности цивилизационного подхода к типологии государств? Какие существуют классификации государств в рамках данного подхода?