Тема 6. Типы государств
Система государственных органов и разделение властей
В широком смысле государственный механизм отождествляется с понятием аппарат государства, в узком смысле государственный механизм понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства, систему государственных органов, собственно механизм государства. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. В широком смысле государственный механизм охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным механизмом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы: т.е. организация, структура, функции, задачи, цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством, действуют от имени государства (в рамках нормативно-правовых и правоприменительных актов) в пределах установленной для них компетенции.
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство. Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций – экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д. Они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Компетенция, цели и задачи государственного органа зависят от того какое место в системе разделения властей он занимают, являются ли он законодательным, исполнительным или судебным органом.
Разделение властей является «нормой жизни» современного государства и важнейшим принципом организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. В частности Д. Локк констатировал: «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства». Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.
Но наиболее фундаментально концепцию разделения властей развил французский юрист и политический мыслитель Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей – устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей – законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти. Органы государственной власти, будучи самостоятельными, осуществляют государственную власть скоординировано, сообща для достижения общей цели государства.
Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной. Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Причем, чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного. Деспотии все одинаковы, как бы ни тщились тираны подчеркнуть свою самобытность. Демократии всегда разнообразны и многообразны, будучи едины по своим основополагающим принципам и духу. Конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естественно-географические условия существования, этнокультурные особенности и многие другие. Еще одно важное значение имеет расстановка политических сил в стране.
Первым государством, конституционно закрепившим принцип разделения властей были США (1787 г.), следующими данный принцип стали закреплять в своих Основных законах европейские государства.
В России принцип разделения властей, как основа государственной власти и системы властеотношений, получил свое конституционное закрепление лишь в 1993 г. В ст. 10 Конституции РФ провозглашено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что следует понимать под механизмом государства?
2. Какие принципы лежат в основе организации и деятельности государственного механизма?
3. Назовите основные признаки государственного органа и проведите классификацию государственных органов?
1. Понятие типа государства и значение типологии государств.
2. Поиск объективных критериев классификации государств.
3. Формационный подход к типологии государств.
4. Цивилизационный принцип типологии государств