Организации и деятельности государственного механизма

Понятие и структура механизма государства. Принципы

Тема 5. Механизм государства

1. Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного механизма.

2. Государственный орган: понятие, признаки и виды.

3. Система государственных органов и разделение властей.

 

 

Механизм государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции. Государственный механизм характеризует единством государственных органов, их системностью.

Объектом, на который воздействует механизм государства, является вся система общественных отношений.

Субъект государственного механизма – государство в лице конкретных органов государства.

Механизм государства теснейшим образом взаимосвязан с функцией государства, что обусловило возникновение в теоретической науке структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма. Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства рассматривается в неразрывной взаимосвязи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Структурно-функциональный подход направлен на изучение роли и места входящих в него элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ.

Сложная структура, отражающая определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. С принятием в 1993 г. Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполни­тельную и судебную.

Принципы организации и деятельности государственного механизма:

1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократиче­ской избирательной системой, реальными гарантиями соци­ально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности.

1. Принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

2. Принцип гласности и открытости в деятельности государст­венного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять проти­воречащие интересам народа решения любых органов государ­ства, в том числе и в сфере международных отношений.

3. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населе­ния страны. Этот профессиональный принцип государствен­ного управления означает, прежде всего, использование квали­фицированных работников, для которых управленческая дея­тельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика госу­дарственного строительства, приводит к негативным последст­виям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно.

4. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства, в их взаимоотно­шениях с населением страны и между собой, а также с раз­личными общественными движениями и организациями.

5. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнооб­разные интересы подавляющего большинства граждан госу­дарства, их религиозные воззрения, особенности националь­ной культуры, традиций, обычаев.

6. В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата яв­ляется субординация и четкое взаимодействие между обще­федеральными органами (центром) и государственной вла­стью членов федерации.

2. Государственный орган: понятие, признаки и виды

Орган государства – это политическое учреждение, звено государственного механизма, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властной компетенцией.

Признаки органа государства.

Каждый орган государства:

1) имеет свой порядок формирования (выборы, назначение);

2) имеет свою структуру;

3) выполняет одну или несколько функций (наделен полномочиями):

4) имеет свои цели (задачи) деятельности;

5) обеспечивается набором гарантий:

а) правовые гарантии (совокупность прав и обязанностей, зафиксированных в нормативных документах);

б) организационные гарантии (штат сотрудников, обладающих профессиональными навыками, ясно поставленные цели);

в) материально-технические и финансовые гарантии (помещения для работы, средства транспорта и связи, оплата труда);

6) Имеет связи с другими органами государства (вертикальные, горизонтальные);

7) Принципы организации и деятельности;

8) Правовая основа их организации и деятельности.

Классификация органов государственной власти.

По функциям, выполняемым этими органами, их делят на:

1) Законодательные органы государства. В республиках эти органы являются представительными, т.е. выборными народом. Они носят обобщающее название – парламенты. На Западе такие органы называются легислатурами. В разных странах они имеют собственные названия: Федеральное Собрание в РФ, Сейм в Польше, Народное Собрание в Болгарии, Народный Хурал в Монголии, Конгресс в США, Риксдаг в Швеции, Бундестаг в Германии и т.д. Нормотворческие представительные органы при федеративном государственном устройстве и республиканской форме правления существуют и в субъектах федерации.

2) Органы управления (исполнительно-распорядительные органы или административные органы) – это органы, занимающиеся исполнением законов:

а) глава государства: президент, монарх при конституционных монархиях. На местах, главы администраций городов (мэр) и т.д.

б) правительство – орган, осуществляющий непосредственное управление делами государства, территории.

в) правоохранительные органы (органы прокуратуры, полиции, юстиции) на которых лежит обязанность контроля за исполнением норм права всеми и привлечения виновных к ответственности.

г) вооруженные силы.

3) Судебные органы – это органы, разрешающие споры о праве.

По месту органов государства в пирамиде власти их делят на:

1) Центральные органы – стоящие на вершине государственной власти. Например: Президент страны, правительство страны, парламент.

2) Региональные органы. В России это органы республик в составе федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

3) Местные органы государства – органы, осуществляющие государственную власть в городах, районах, графствах, департаментах. В России эти органы называют органами местного самоуправления или муниципальными органами, в органы государственной власти они не включаются, согласно Конституции РФ.

По объему властных полномочий на:

1) Органы общей компетенции или территориального управления (Президент, Правительство, Губернатор области, Администрация области).

2) Органы специальной (отраслевой) компетенции или функциональные органы – ведающие определенной сферой государственной жизни (органы юстиции, культуры, здравоохранения, образования и т.п.).