Организации и деятельности государственного механизма
Понятие и структура механизма государства. Принципы
Тема 5. Механизм государства
1. Понятие и структура механизма государства. Принципы организации и деятельности государственного механизма.
2. Государственный орган: понятие, признаки и виды.
3. Система государственных органов и разделение властей.
Механизм государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции. Государственный механизм характеризует единством государственных органов, их системностью.
Объектом, на который воздействует механизм государства, является вся система общественных отношений.
Субъект государственного механизма – государство в лице конкретных органов государства.
Механизм государства теснейшим образом взаимосвязан с функцией государства, что обусловило возникновение в теоретической науке структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма. Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства рассматривается в неразрывной взаимосвязи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Структурно-функциональный подход направлен на изучение роли и места входящих в него элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ.
Сложная структура, отражающая определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. С принятием в 1993 г. Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Принципы организации и деятельности государственного механизма:
1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности.
1. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.
2. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений.
3. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Этот профессиональный принцип государственного управления означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно.
4. Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства, в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями.
5. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.
6. В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации.
2. Государственный орган: понятие, признаки и виды
Орган государства – это политическое учреждение, звено государственного механизма, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властной компетенцией.
Признаки органа государства.
Каждый орган государства:
1) имеет свой порядок формирования (выборы, назначение);
2) имеет свою структуру;
3) выполняет одну или несколько функций (наделен полномочиями):
4) имеет свои цели (задачи) деятельности;
5) обеспечивается набором гарантий:
а) правовые гарантии (совокупность прав и обязанностей, зафиксированных в нормативных документах);
б) организационные гарантии (штат сотрудников, обладающих профессиональными навыками, ясно поставленные цели);
в) материально-технические и финансовые гарантии (помещения для работы, средства транспорта и связи, оплата труда);
6) Имеет связи с другими органами государства (вертикальные, горизонтальные);
7) Принципы организации и деятельности;
8) Правовая основа их организации и деятельности.
Классификация органов государственной власти.
По функциям, выполняемым этими органами, их делят на:
1) Законодательные органы государства. В республиках эти органы являются представительными, т.е. выборными народом. Они носят обобщающее название – парламенты. На Западе такие органы называются легислатурами. В разных странах они имеют собственные названия: Федеральное Собрание в РФ, Сейм в Польше, Народное Собрание в Болгарии, Народный Хурал в Монголии, Конгресс в США, Риксдаг в Швеции, Бундестаг в Германии и т.д. Нормотворческие представительные органы при федеративном государственном устройстве и республиканской форме правления существуют и в субъектах федерации.
2) Органы управления (исполнительно-распорядительные органы или административные органы) – это органы, занимающиеся исполнением законов:
а) глава государства: президент, монарх при конституционных монархиях. На местах, главы администраций городов (мэр) и т.д.
б) правительство – орган, осуществляющий непосредственное управление делами государства, территории.
в) правоохранительные органы (органы прокуратуры, полиции, юстиции) на которых лежит обязанность контроля за исполнением норм права всеми и привлечения виновных к ответственности.
г) вооруженные силы.
3) Судебные органы – это органы, разрешающие споры о праве.
По месту органов государства в пирамиде власти их делят на:
1) Центральные органы – стоящие на вершине государственной власти. Например: Президент страны, правительство страны, парламент.
2) Региональные органы. В России это органы республик в составе федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.
3) Местные органы государства – органы, осуществляющие государственную власть в городах, районах, графствах, департаментах. В России эти органы называют органами местного самоуправления или муниципальными органами, в органы государственной власти они не включаются, согласно Конституции РФ.
По объему властных полномочий на:
1) Органы общей компетенции или территориального управления (Президент, Правительство, Губернатор области, Администрация области).
2) Органы специальной (отраслевой) компетенции или функциональные органы – ведающие определенной сферой государственной жизни (органы юстиции, культуры, здравоохранения, образования и т.п.).