Формы и методы осуществления государством своих функций

Государство осуществляет свои функции в определенных формах и специальными методами.

Под формой понимают внешнее проявление однородной деятельности государства. Выделяют правовые и неправовые (организационные) формы.

Правовые формы связаны с изданием юридических актов и подразделяются на:

правотворческую (правоустановительную) (подготовка и издание законов и др. нормативных актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов по выполнению функций государства);

правоисполнительную (связана с исполнением законов органами управления);

правоохранительную (властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает меры по расследованию и предупреждению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и др.);

правосудие (рассмотрение судами уголовных, гражданских и др. дел и споров, то есть разрешение правовых конфликтов в определенном процессуальном порядке).

Неправовые формы реализации функций выражаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с созданием юридических актов и не влекущей юридических последствий. Они охватывают большой объем организационно-подготовительной работы, которая возникает при осуществлении государством его функций. Выделяют следующие организационные формы осуществления функций государства:

организационно-регламентирующую (подбор кадров, информационно-техническое обслуживание и т.п.);

организационно-хозяйственная (экономическое обоснование, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и т.д.);

организационно-идеологическая (оперативно-разъяснительная, воспитательная работа).

Необходимо подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная (правотворческая) форма), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, на каждом этапе необходима определенная организационная работа, например, в на этапе принятия закона: составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.

Методы – это приемы и способы осуществления государственной деятельности.

Традиционно выделяют следующие методы:

убеждение – воздействие на сознание субъекта в целях мотивации у него общественно полезного поведения без применения мер силового давления, оставляя за ним свободу выбора. Он основывается на заинтересованности человека в выборе наиболее целесообразного поведения.

принуждение – склонение людей к определенной деятельности с помощью силового давления (вопреки воле управляемого), путем угрозы лишений и применения наказаний;

рекомендация – предложение варианта поведения, который является наиболее выгодным как для государства, так и для участников общественного отношения;

стимулирование – ориентация поведения и деятельности участников общественных отношений в том направлении, которое государство считает наиболее важным путем обещания вознаграждение или создания режима благоприятствования.

В дополнение к этим группам можно назвать также методы запрета, дозволения, требования.

Существуют и иные классификации методов осуществления функций государства. Можно выделить:

Централизованный метод – метод единообразной жесткой властной деятельности, когда все сферы охватываются регулированием сверху. Он означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства.

Децентрализованный метод, при котором осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства. Государство не все сферы регулирует сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона).

Выбор методов зависит от вида осуществляемых функций и характера выполняемых задач. Так, для выполнения правоохранительной функции используются методы дозволения, запрета, требования, убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции помимо административно-правовых используются методы морального и материального стимулирования, договорной метод и др.

Таким образом, функции государства носят объективный характер и изменяются в зависимости от меняющихся задач, стоящих перед обществом. Все функции тесно взаимосвязаны и действуют в системе.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «функция государства».

2. Какие способы классификации государственных функций вам известны?

3. Охарактеризуйте основные внутренние и внешние функции государства.

4. Какие новые функции призваны выполнять современные государства и что изменилось в содержание традиционных функций?

5. Рассмотрите основные формы и методы выполнения государством своих функций.