Формы и методы осуществления государством своих функций
Государство осуществляет свои функции в определенных формах и специальными методами.
Под формой понимают внешнее проявление однородной деятельности государства. Выделяют правовые и неправовые (организационные) формы.
Правовые формы связаны с изданием юридических актов и подразделяются на:
– правотворческую (правоустановительную) (подготовка и издание законов и др. нормативных актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов по выполнению функций государства);
– правоисполнительную (связана с исполнением законов органами управления);
– правоохранительную (властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает меры по расследованию и предупреждению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и др.);
– правосудие (рассмотрение судами уголовных, гражданских и др. дел и споров, то есть разрешение правовых конфликтов в определенном процессуальном порядке).
Неправовые формы реализации функций выражаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с созданием юридических актов и не влекущей юридических последствий. Они охватывают большой объем организационно-подготовительной работы, которая возникает при осуществлении государством его функций. Выделяют следующие организационные формы осуществления функций государства:
– организационно-регламентирующую (подбор кадров, информационно-техническое обслуживание и т.п.);
– организационно-хозяйственная (экономическое обоснование, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и т.д.);
– организационно-идеологическая (оперативно-разъяснительная, воспитательная работа).
Необходимо подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная (правотворческая) форма), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, на каждом этапе необходима определенная организационная работа, например, в на этапе принятия закона: составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.
Методы – это приемы и способы осуществления государственной деятельности.
Традиционно выделяют следующие методы:
– убеждение – воздействие на сознание субъекта в целях мотивации у него общественно полезного поведения без применения мер силового давления, оставляя за ним свободу выбора. Он основывается на заинтересованности человека в выборе наиболее целесообразного поведения.
– принуждение – склонение людей к определенной деятельности с помощью силового давления (вопреки воле управляемого), путем угрозы лишений и применения наказаний;
– рекомендация – предложение варианта поведения, который является наиболее выгодным как для государства, так и для участников общественного отношения;
– стимулирование – ориентация поведения и деятельности участников общественных отношений в том направлении, которое государство считает наиболее важным путем обещания вознаграждение или создания режима благоприятствования.
В дополнение к этим группам можно назвать также методы запрета, дозволения, требования.
Существуют и иные классификации методов осуществления функций государства. Можно выделить:
– Централизованный метод – метод единообразной жесткой властной деятельности, когда все сферы охватываются регулированием сверху. Он означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства.
– Децентрализованный метод, при котором осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства. Государство не все сферы регулирует сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона).
Выбор методов зависит от вида осуществляемых функций и характера выполняемых задач. Так, для выполнения правоохранительной функции используются методы дозволения, запрета, требования, убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции помимо административно-правовых используются методы морального и материального стимулирования, договорной метод и др.
Таким образом, функции государства носят объективный характер и изменяются в зависимости от меняющихся задач, стоящих перед обществом. Все функции тесно взаимосвязаны и действуют в системе.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие «функция государства».
2. Какие способы классификации государственных функций вам известны?
3. Охарактеризуйте основные внутренние и внешние функции государства.
4. Какие новые функции призваны выполнять современные государства и что изменилось в содержание традиционных функций?
5. Рассмотрите основные формы и методы выполнения государством своих функций.