Признаки государства

 

Для понимания государства важно выявить его отличительные признаки, выделяющие его из других политических организаций и присущие всем государствам истории и современности. К таковым следует отнести:

Во-первых, единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Люди, проживающие на территории данного государ­ства, приобретают его гражданство со всей полнотой конституционных и иных прав и обязанностей. Любое государство принимает решительные меры, направленные на защиту своей территории от нападений извне.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на основе этого признака. Органы государства имеют территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Во-вторых, это суверенная организация власти, что выражается в верховенстве и независимости власти данного государства по отношению к любой другой власти как внутри страны, так и за ее пределами, в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. Лишь государственная власть обладает правомочием устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций, наделять правами должностных лиц и граждан. Только решения органов государственной власти распространяются на все население. Государственная власть способна отменить решение любой другой власти, имея для этого специальные средства воздействия.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

Государственный суверенитет – это основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке. Государство в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.

В современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных образований. В международных отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему согласию.

Кроме государственного суверенитета, существуюттакже понятия суверенитет народа и национальный суверенитет. Первый находит свое выражение в праве народа решать свою политическую судьбу, коренные вопросы общественного и государственного развития, выбирать форму осуществления государственной власти, влиять на ее политику. Национальный суверенитет – это право нации на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Третьим признаком государства является наличие у него аппарата публичной власти (государственного механизма). Государство осуществляет руководство обществом через систему своих органов и организаций. Через них реализуется и определенный государственный режим. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся судебные, законодательные и исполнительные органы.

В-четвертых, государству присущи правовые начала организации общественной жизни. Среди множества политических организаций только государство призвано издавать веления (законы), имеющие обязательную силу для всего населения. Существует система специальных органов, призванных обеспечивать их исполнение. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их кон­кретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

В-пятых, государство обеспечивает себя финансовыми ресурсами путем сбора налогов с населения. Отчисления в виде налогов идут как на содержание самого государственного аппарата, так и на другие социальные нужды (образование, культура, здравоохранение, поддержка малоимущих).

Таким образом, государство – это территориальная организация публичной политической власти, обладающая суверенитетом, специальным механизмом (аппаратом) и осуществляющая управление делами общества на правовой основе.