Первобытного общества.

Понятие общества и этапы его развития. Характеристика

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Понятие общества и этапы его развития. Характеристика первобытного общества.

2. Теории происхождения государства.

3. Теории происхождения права.

4. Основные закономерности и пути возникновения государства и права. Признаки, отличающие государство от родовой организации общества.

 

 

Общество – многогранное понятие. В обобщенном виде его можно представить как совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей, объединенных общими интересами, имеющими постоянный и объективный характер, осуществляющих сотрудничество и взаимодействие посредством выработанных общеобязательных норм. Для общества характерно наличие организованной силы (институтов власти), призванной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Общество прошло ряд этапов развития от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, от древности к средневековью и затем к индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Самым длительным этапом общественной истории был первобытнообщинный строй, продолжавшийся более миллиона лет. Жизнь в первобытном обществе строилась на принципах естественного самоуправления, социального равенства, общественной собственности на средства производства и уравнительном распределении продуктов труда. При наличии примитивных орудий труда и господстве присваивающего хозяйства человек был не способен выжить без помощи коллектива и не мог произвести больше, чем потреблял. Эти и было обусловлено экономическое и социальное равенство.

Основу социальной организации составлял род – объединение людей на основе кровного родства, общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения – племена, союзы племен.

Социальная власть распространялась в рамках рода и строилась на началах первобытной демократии, опиралась на личный авторитет и традиции. Общество формировало институты самоуправления – родовое собрание, совет старейшин, вождей. Особую роль при отправлении религиозных обрядов играли жрецы.

Взаимоотношения и организация деятельности первобытного общества строились на основе социальных норм, которые одновременно выражали главный интерес людей – выживание в суровых условиях, служили объединению трудовых усилий людей, отражали их религиозные и нравственные представления и тесную связь человека с природной средой. Поэтому в науке они получили название «мононормы». Как правило, они приобретали форму обычаев – исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате их многократного повторения. Первым и ведущим способом регулирования был запрет (табу), в нормах первобытного общества не существовало разграничения прав и обязанностей. Кроме внутреннего убеждения и привычки они обеспечивались и общественным принуждением (телесные наказания, изгнание из общины).