Статистика на транспорте

 

Предметом изучения статистики транспорта являются массовые явления, составляющие содержание транспортного процесса и его результатов. Статистика транспорта решает задачи наблюдения за явлениями и процессами, происходящими на транспорте: количество подвижного состава, инфраструктура транспорта, объемы перевозок, а также задачи получения качественной и объективной информации от предприятий и организаций, оценки результатов деятельности предприятий транспорта и формирования сводных данных по отраслям, регионам и в целом по стране по единой методологии.

Транспорт активно участвует в процессе воспроизводства, объединяет все отрасли экономики в единый комплекс и является обязательной составной частью производительных сил. От эффективной деятельности транспорта зависят запасы сырья, материалов, топлива у производителей и потребителей, объем товаров, количество и емкость баз, складов, терминалов. Снижение себестоимости перевозок ведет к снижению тарифов и себестоимости продукции.

Объектами статистического наблюдения являются перевозки грузов и пассажиров, подвижной состав, его использование, финансовые результаты транспортной работы, количество транспортных происшествий.

Статистическое наблюдение осуществляется по формам месячной, квартальной и годовой отчетности.

Транспорт включает в себя следующие виды:

- автомобильный,

- железнодорожный,

- воздушный,

- морской транспорт,

- внутренний водный транспорт,

- городской электрический транспорт,

- трубопроводный.

В услуги транспорта включают деятельность связанную:

- с услугами пассажирского или грузового транспорта;

- с вспомогательными услугами терминалов, транспортной обработкой грузов, хранением и другой вспомогательной деятельностью;

- с деятельностью туристических агентств;

- с арендой транспортных средств.

Автомобильный транспорт из всех видов транспорта наиболее мобильный, он используется для перевозок пассажиров и грузов на длинные и короткие расстояния. К недостаткам этого вида транспорта относится высокая себестоимость услуг, трудоемкость, высокое загрязнение окружающей среды.

Железнодорожный транспорт используется при перевозке пассажиров и больших объемов груза на большие расстояния. Занимает первое место среди прочих магистральных видов транспорта.

Воздушный транспорт обеспечивает перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния за короткий период времени.

Морской транспорт обеспечивает перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния за относительно долгий период времени. Способен перевозить любые грузы и любых габаритов. К недостаткам относится зависимость от погодных условий и высокие начальные затраты на портовые сооружения.

Внутренний водный транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, водохранилищам, каналам, пригодным для судоходства.

Городской электрический транспорт – трамвай, троллейбус, метро обеспечивают до 50% перевозки пассажиров города и является среди прочих видов наиболее экологически чистым видом транспорта.

Трубопроводный транспорт подразделяется на нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы. Нефтепроводы служат для перекачки сырой нефти с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы. Газопроводы предназначены для транспортировки газа. Продуктопроводы предназначены для транспортировки готовых нефтепродуктов (керосин, бензин, масло, мазут) с заводов в районы потребления.

Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях. Автомобильный транспорт на первом месте по пассажирообороту, на него приходится 46% общего объема перевозок пассажиров. Автомобильный транспорт из всех видов наиболее мобилен.

Транспортная система России включает в себя свыше 120 тыс. км. железных дорог, 1 млн. км. автомобильных дорог, 230 тыс. км. магистральных трубопроводов, 100 тыс. км. речных судоходных путей. На транспорт приходится 5,8% ВВП страны. По результатам функционирования транспортной системы в 2010 г. грузооборот составил 4,75 трлн. тонно-километров. Из них на железнодорожный транспорт приходилось 42%, на трубопроводный - 50%, на автомобильный – 4,1%, на морской – 2,1%, на внутренний водный – 1,1%, на воздушный – 0,1%.

Пассажирооборот транспорта в 2010 г. составил 484 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт приходилось 30%, автобусный – 29%, железнодорожный -29%, метрополитен – 9%.

Транспортная сеть –совокупность линий или путей сообщения.

Транспортное средство –единица подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.

Перевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, грузов, багажа, почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию.

Перевозки- перемещение пассажиров или грузов, транспортного оборудования или транспортных средств по транспортным сетям, определенным для каждого вида транспорта.

Вид сообщения – признак, представляющий характер участия подразделения транспортной сети в перевозках. Перевозки делятся на внутригородские, пригородные (местные), междугородные (дальние) и международные (заграничные), транзитные.

Перевезено грузов -количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта.

Вес нетто - фактический вес грузов без какой – либо упаковки.

Вес брутто - общий вес грузов и всей внутренней и внешней обертки, упаковки, покрытия и поддерживающих конструкций.

Перевезено пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени учитывается по видам транспорта. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров – пассажиро-поездка.

Грузооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам грузов, выражается в тонно-километрах.

Пассажирооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр.

Продукция транспорта приведенная - объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условно-натуральном выражении. Измеряется в приведенных тонно-километрах. Определяется как сумма величины грузооборота транспорта и величины пассажирооборота, выраженных в приведенных тонно-километрах.

Протяженность сети путей сообщения – суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения. Определяется на дату путем суммирования длин отдельных участков, образующих сеть.

Производительность труда на транспорте – количество продукции транспорта, приходящейся в среднем на одного работника, занятого на перевозках за определенный период.

Доходы от перевозок – сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов и пассажиров, оказанные отправителем грузов и пассажиров.

Расходы по перевозкам – сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.

Рентабельность перевозок – соотношение между величиной прибыли транспортных предприятий от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.

 

Показатели работы различных видов транспорта разделяются на общие и специфические. К общим относятся: производительность, техническая скорость, объем перевозок пассажиров и грузов, пассажирооборот и грузооборот, средняя дальность перевозки пассажира и 1 тонны груза. К специфическим показателям работы транспорта, например, железнодорожного относятся перевозки по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит, местные сообщения; на автомобильном транспорте определяется средняя скорость, время работы на маршруте и т. д.

Объем работы погрузочно-разгрузочных операций определяется в тоннах. Объем транспортно-экспедиционных операций определяется числом поручений и количеством грузов в тоннах.

Общий итог работы предприятия по перевозкам используются стоимостные показатели: объем доходов от реализации транспортных услуг и объем доходов от реализации других видов услуг. По каждому виду транспорта и в целом по отрасли рассчитывается валовая добавленная стоимость, как составная часть ВВП страны.

Основным показателем работы грузового транспорта является количество перевезенных грузов. В таблице 11.1 представлены данные о перевозках грузов в России с 2005 по 2010 годы в млн. тонн.

Таблица 11.1

Данные о перевозках грузов в России с 2005 по 2010 годы в млн. тонн

Виды транспорта
Транспорт, всего
железнодорожный
автомобильный
трубопроводный
морской
внутренний водный
воздушный 0,8 0,9 0,8 0,9 1,0 0,9

 

По данным Росстата РФ грузооборот транспорта в 2010 г. в млрд. т/ км составил:

Виды транспорта в млрд. т/км %
Транспорт, всего 4751,8 100,0
железнодорожный 2010,6 42,3
автомобильный 199,2 4,2
трубопроводный 50,2
морской 101,0 2,1
внутренний водный 54,3 1,1
воздушный 4,7 0,1

 

Пассажирские перевозки общего пользования в 2010 г. в млрд. п/км составили:

Виды транспорта в млрд. п/км %
Транспорт, всего 393,3 100,0
железнодорожный 128,7 32,8
автомобильный 127,7 32,5
воздушный 135,9 34,7

 

Статистика транспорта исследует продукцию транспорта – перемещение грузов и пассажиров. Перевозки характеризуются специфичными показателями: отправлено, прибыло, перевезено, грузооборот, пассажирооборот, дальность перевозок, густота перевозок, продолжительность и скорость доставки, межрайонный обмен, баланс районов страны по отдельным грузам. Совокупная продукция всех видов транспорта определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота.

Объектом статистики транспорта является наличный парк перевозочных средств, их работа и использование. Объем работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом и пробегом.

Сопоставление объемных показателей и времени затрат подвижного состава в различных сочетаниях определяет показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность перевозочных средств, среднесуточный пробег, средняя скорость движения перевозочных средств.

На отдельных видах транспорта определяются специфические показатели: доля порожнего пробега вагона, среднее время оборота вагона, показатели нагрузки, средний вес состава, производительность речного судна, продолжительность оборота баржи за рейс и др.

Материально-техническая база транспорта изучается на основе натурального и стоимостного выражения с целью оценки использования транспорта, изучения технического уровня базы транспорта, парка подвижного состава, протяженность путей сообщения.

На транспорте широко используется статистика труда и такие показатели как: численность, состав и движение рабочей силы, использование рабочего времени, производительность труда, фонд заработной платы, средняя заработная плата и др.

Особое значение для транспорта имеют показатели материально-технического снабжения топливом и электроэнергией: абсолютный и удельный расход энергетических ресурсов на перевозки.

Финансы для работы транспорта имеют определяющее значение. Здесь исследуются доходы, расходы, доходность, себестоимость перевозок, рентабельность отдельных видов транспорта.

Источником информации о работе транспорта является статистическое наблюдение, которое осуществляется в двух формах: отчетность и специально организованное наблюдение.

Отчетность – это официально установленные формы документов о деятельности предприятия. Как правило, основывается на данных первичного внутрипроизводственного (оперативного) учета и бухгалтерского учета. На транспорте отчетность подразделяется на общегосударственную и ведомственную.

Общегосударственная отчетность представляется в органы государственной статистики и в вышестоящую организацию. Ведомственная отчетность представляется только в вышестоящую организацию.

Для характеристики полезного результата транспортного предприятия применяются два показателя: объем перевозок грузов и пассажиров, объем выполненной транспортной работы.

Объем перевозок грузов измеряется общим весом перевезенных за период грузов в тоннах, Объем транспортной работы при перевозке грузов выражается в тонно-километрах, т.е. перемещение одной тонны на один километр.

При перевозке пассажиров определяется число перевезенных пассажиров и объем транспортной работы в пассажиро-километрах, т.е. перемещение пассажира на один километр.

При анализе работы транспортных предприятий широко используется весь арсенал приемов и методов статистики. В автомобильных перевозках широко используются объемные показатели, они подразделяются на грузовые и пассажирские.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является груженая поездка, оформленная соответствующим образом, для статистики перевозок пассажиров это пассажиропроездка одного пассажира от пункта отправления до пункта назначения в одном направлении.

Полезный результат работы предприятия складывается из перевозки грузов и пассажиров, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, экспедиционных и других видов услуг. Результаты работы могут быть выражены в натуральном и стоимостном выражении. При перевозке грузов и пассажиров используются два показателя

- объем перевозок грузов и пассажиров;

- объем выполненной транспортной работы.

 

Перевозки грузов измеряются общим весом перевезенных за период грузов в тоннах, которые складываются из веса нетто и веса тары груза. ,

Погрузочно-разгрузочная работа определяется тоннах, транспортно- экспедиционная работа определяется числом поручений и объемом грузов в тоннах.

Общий итог работы предприятия по перевозкам и другим видам работ определяется стоимостными показателями:

- доходы от реализации транспортных услуг – валовая выручка;

- доходы от реализации других видов услуг – валовая выручка.

По отдельным видам транспорта и в целом по отрасли определяется валовая добавленная стоимость как составная часть валового внутреннего продукта страны, как стоимость произведенных конечных товаров и услуг.

Грузовые перевозки, осуществляемые автомобилями, могут производиться по тарифу за перевезенную тонну – сдельная работа и по часовому тарифу – повременная работа.

Учет перевозок осуществляется с помощью товарно-транспортных накладных и путевого листа для грузовых автомобилей. Единицей наблюдения является пробег с грузом между пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки.

Товарно-транспортная накладная содержит показатели, необходимые для учета перевозок: вид перевозок (централизованные, контейнерные, пакетные и проч.), род груза и его вес, дальность перевозки, продолжительность простоя под погрузкой и разгрузкой.

Путевой лист автомобиля позволяет вести оперативный учет работы автомобиля при выполнении перевозки.

Работа автомобиля за день характеризуется следующими показателями:

- время в наряде рассчитывается с момента выезда из гаража до его возвращения в гараж за вычетом времени обеда и отдыха водителя – автомобиле-часы в наряде - ;

- время простоя рассчитывается как сумма времени простоя под погрузкой-разгрузкой , времени простоя на линии по техническим неисправностям и другим причинам;

- время в движении – разница между временем в наряде и времени простоев ;

- число ездок с грузом определяется числом пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки - ;

- общий пробег – разница между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде на линию - ;

- пробег с грузом определяют как сумму пробега по каждой ездке с грузом на основе товарно-транспортных накладных ;

- количество перевезенного груза в тоннах определяется суммированием количества груза в тоннах, доставленного в пункты назначения - ;

- объем транспортной работы (грузооборот) в тонно-километрах определяется суммированием выполненных тонно-километров по всем ездкам - , где - расстояние перевозки ой ездки с грузом в километрах.

Записи в путевом листе позволяют определить расход топлива по норме и фактически, а также произвести начисления заработной платы водителю.

На основе абсолютных показателей рассчитываются средние и относительные показатели по отдельным предприятиям, по отраслям, регионам и в целом по стране. Для изучения явлений на транспорте во времени рассчитываются:

- характеристики интенсивности в уровнях рядов динамики;

- средние показатели временного ряда за определенный период;

- закономерности и тенденции динамики исследуемых явлений;

- факторы, обуславливающие изменение изучаемого явления во времени;

- прогнозы развития явлений на будущее.

На условном примере транспортного предприятия рассмотрим динамику его работы в течение базисного и отчетного периода.

Грузовые автомобили базисный отчетный
Перевезено грузов, т. Пробег, км. Перевезено грузов, т. Пробег, км.
                                         

 

1) грузооборот в базисном периоде

1 авт. 270 х 2500 = 675000 т/км

2 авт. 210 х 3100 = 651000 т/км

3 авт. 320 х 2620 = 838400 т/км

4 авт. 240 х 4100 = 984000 т/км

5 авт. 260 х 3060 = 795600 т/км

Общий грузооборот = 3944000 т/км

 

2) грузооборот в отчетном периоде

1 авт. 310 х 2200 = 682000 т/км

2 авт. 270 х 3300 = 891000 т/км

3 авт. 250 х 2750 = 687500 т/км

4 авт. 300 х 3500 = 1050000 т/км

5 авт. 280 х 2700 = 756000 т/км

Общий грузооборот = 4066500 т/км

2) Индекс переменного состава:

 

или 103,1%,

Грузооборот в отчетном периоде увеличился по сравнению с базисным на 3,1% , а в абсолютном выражении 4066500 – 3944000 = 122500 т/км.

Анализ себестоимости перевозок грузов.

Автотранспортное предприятие в базисном и отчетном периодах имело следующие издержки производства по статьям, тыс. руб.:

Показатели Базисный период Отчетный период
ФОТ с отчислениями в социальные фонды Затраты на топливо Затраты на смазочные и др. эксплуатационные материалы   Износ и ремонт шин   Амортизационные отчисления   Ремонтный фонд   Общехозяйственные расходы                          
Грузооборот, тыс. т/км

 

1) себестоимость перевозок грузов в:

базисном периоде - 2155 тыс. руб.

отчетном периоде - 2145 тыс. руб.

2)себестоимость перевозки 1 т/км. в:

базисном периоде

отчетном периоде

3) Индексы себестоимости:

Перевозок грузов или 99,5%;

Перевозки 1 т/км или 98,8%.

Выводы:

1. Себестоимость перевозок грузов в отчетном периоде по сравнению с базисным в абсолютном выражении снизилась на 10 тыс. рублей, в относительном выражении на 0,5%.

2. Себестоимость 1 т/км перевозок в отчетном периоде по сравнению с базисным в абсолютном выражении снизилась на 2 копейки, а в относительном выражении на 0.7%.

Задания и упражнения

Задание 1. На основе представленных в таблице данные о перевозках грузов различными видами транспорта в течении 5 лет в млн. тонн.

Определить:

1. Базисные и цепные темпы роста перевозок грузов в целом и по видам транспорта;

2. Структуру перевозок по годам и в среднем за период;

3. Графически изобразить динамику перевозок грузов по видам транспорта;

4. Произвести выравнивание динамических рядов и сделать прогноз на два года вперед.

Виды транспорта  
Перевозки всего в том числе:
железнодорожный
автомобильный
трубопроводный
морской
внутренний водный
воздушный 0,8 0,9 0,8 0,9 1,0

 

Задание 2. Имеются данные о работе транспортного предприятия по перевозке пассажиров в тыс. чел.:

Месяц
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

 

Определить:

 

1. Средние за четыре года по месяцам перевозки пассажиров;

2. Построить графики перевозок пассажиров по годам и в среднем за период;

3. Рассчитать индексы сезонности перевозок пассажиров;

4. Построить среднюю сезонную волну.

Задание 3.

Автотранспортные предприятия города в течение месяца имели следующие средние показатели работы:

№ п/п Среднесписочная численность работников Средний доход на работника, тыс. руб. Средний объем перевозок на работника, тыс. т.
24,5 2,5
20,8 1,8
28,4 3,2
23,3 2,4
29,3 3,4
30,2 3,6
28,5 3,3

 

Определить:

1. Объем доходов, объем перевозок по автотранспортным предприятиям и в целом по городу;

2. Ранжированное место автотранспортных предприятий по средним доходам и объемам перевозок на одного работника;

3. С помощью коэффициента корреляции Спирмена рассчитать существует ли связь между средним доходом работника и средним объемом перевозок на одного работника корреляционная связь.