Статистика на транспорте
Предметом изучения статистики транспорта являются массовые явления, составляющие содержание транспортного процесса и его результатов. Статистика транспорта решает задачи наблюдения за явлениями и процессами, происходящими на транспорте: количество подвижного состава, инфраструктура транспорта, объемы перевозок, а также задачи получения качественной и объективной информации от предприятий и организаций, оценки результатов деятельности предприятий транспорта и формирования сводных данных по отраслям, регионам и в целом по стране по единой методологии.
Транспорт активно участвует в процессе воспроизводства, объединяет все отрасли экономики в единый комплекс и является обязательной составной частью производительных сил. От эффективной деятельности транспорта зависят запасы сырья, материалов, топлива у производителей и потребителей, объем товаров, количество и емкость баз, складов, терминалов. Снижение себестоимости перевозок ведет к снижению тарифов и себестоимости продукции.
Объектами статистического наблюдения являются перевозки грузов и пассажиров, подвижной состав, его использование, финансовые результаты транспортной работы, количество транспортных происшествий.
Статистическое наблюдение осуществляется по формам месячной, квартальной и годовой отчетности.
Транспорт включает в себя следующие виды:
- автомобильный,
- железнодорожный,
- воздушный,
- морской транспорт,
- внутренний водный транспорт,
- городской электрический транспорт,
- трубопроводный.
В услуги транспорта включают деятельность связанную:
- с услугами пассажирского или грузового транспорта;
- с вспомогательными услугами терминалов, транспортной обработкой грузов, хранением и другой вспомогательной деятельностью;
- с деятельностью туристических агентств;
- с арендой транспортных средств.
Автомобильный транспорт из всех видов транспорта наиболее мобильный, он используется для перевозок пассажиров и грузов на длинные и короткие расстояния. К недостаткам этого вида транспорта относится высокая себестоимость услуг, трудоемкость, высокое загрязнение окружающей среды.
Железнодорожный транспорт используется при перевозке пассажиров и больших объемов груза на большие расстояния. Занимает первое место среди прочих магистральных видов транспорта.
Воздушный транспорт обеспечивает перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния за короткий период времени.
Морской транспорт обеспечивает перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния за относительно долгий период времени. Способен перевозить любые грузы и любых габаритов. К недостаткам относится зависимость от погодных условий и высокие начальные затраты на портовые сооружения.
Внутренний водный транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, водохранилищам, каналам, пригодным для судоходства.
Городской электрический транспорт – трамвай, троллейбус, метро обеспечивают до 50% перевозки пассажиров города и является среди прочих видов наиболее экологически чистым видом транспорта.
Трубопроводный транспорт подразделяется на нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы. Нефтепроводы служат для перекачки сырой нефти с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы. Газопроводы предназначены для транспортировки газа. Продуктопроводы предназначены для транспортировки готовых нефтепродуктов (керосин, бензин, масло, мазут) с заводов в районы потребления.
Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях. Автомобильный транспорт на первом месте по пассажирообороту, на него приходится 46% общего объема перевозок пассажиров. Автомобильный транспорт из всех видов наиболее мобилен.
Транспортная система России включает в себя свыше 120 тыс. км. железных дорог, 1 млн. км. автомобильных дорог, 230 тыс. км. магистральных трубопроводов, 100 тыс. км. речных судоходных путей. На транспорт приходится 5,8% ВВП страны. По результатам функционирования транспортной системы в 2010 г. грузооборот составил 4,75 трлн. тонно-километров. Из них на железнодорожный транспорт приходилось 42%, на трубопроводный - 50%, на автомобильный – 4,1%, на морской – 2,1%, на внутренний водный – 1,1%, на воздушный – 0,1%.
Пассажирооборот транспорта в 2010 г. составил 484 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт приходилось 30%, автобусный – 29%, железнодорожный -29%, метрополитен – 9%.
Транспортная сеть –совокупность линий или путей сообщения.
Транспортное средство –единица подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.
Перевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, грузов, багажа, почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию.
Перевозки- перемещение пассажиров или грузов, транспортного оборудования или транспортных средств по транспортным сетям, определенным для каждого вида транспорта.
Вид сообщения – признак, представляющий характер участия подразделения транспортной сети в перевозках. Перевозки делятся на внутригородские, пригородные (местные), междугородные (дальние) и международные (заграничные), транзитные.
Перевезено грузов -количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта.
Вес нетто - фактический вес грузов без какой – либо упаковки.
Вес брутто - общий вес грузов и всей внутренней и внешней обертки, упаковки, покрытия и поддерживающих конструкций.
Перевезено пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени учитывается по видам транспорта. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров – пассажиро-поездка.
Грузооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам грузов, выражается в тонно-километрах.
Пассажирооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр.
Продукция транспорта приведенная - объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условно-натуральном выражении. Измеряется в приведенных тонно-километрах. Определяется как сумма величины грузооборота транспорта и величины пассажирооборота, выраженных в приведенных тонно-километрах.
Протяженность сети путей сообщения – суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения. Определяется на дату путем суммирования длин отдельных участков, образующих сеть.
Производительность труда на транспорте – количество продукции транспорта, приходящейся в среднем на одного работника, занятого на перевозках за определенный период.
Доходы от перевозок – сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов и пассажиров, оказанные отправителем грузов и пассажиров.
Расходы по перевозкам – сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.
Рентабельность перевозок – соотношение между величиной прибыли транспортных предприятий от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.
Показатели работы различных видов транспорта разделяются на общие и специфические. К общим относятся: производительность, техническая скорость, объем перевозок пассажиров и грузов, пассажирооборот и грузооборот, средняя дальность перевозки пассажира и 1 тонны груза. К специфическим показателям работы транспорта, например, железнодорожного относятся перевозки по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит, местные сообщения; на автомобильном транспорте определяется средняя скорость, время работы на маршруте и т. д.
Объем работы погрузочно-разгрузочных операций определяется в тоннах. Объем транспортно-экспедиционных операций определяется числом поручений и количеством грузов в тоннах.
Общий итог работы предприятия по перевозкам используются стоимостные показатели: объем доходов от реализации транспортных услуг и объем доходов от реализации других видов услуг. По каждому виду транспорта и в целом по отрасли рассчитывается валовая добавленная стоимость, как составная часть ВВП страны.
Основным показателем работы грузового транспорта является количество перевезенных грузов. В таблице 11.1 представлены данные о перевозках грузов в России с 2005 по 2010 годы в млн. тонн.
Таблица 11.1
Данные о перевозках грузов в России с 2005 по 2010 годы в млн. тонн
Виды транспорта | ||||||
Транспорт, всего | ||||||
железнодорожный | ||||||
автомобильный | ||||||
трубопроводный | ||||||
морской | ||||||
внутренний водный | ||||||
воздушный | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,9 |
По данным Росстата РФ грузооборот транспорта в 2010 г. в млрд. т/ км составил:
Виды транспорта | в млрд. т/км | % |
Транспорт, всего | 4751,8 | 100,0 |
железнодорожный | 2010,6 | 42,3 |
автомобильный | 199,2 | 4,2 |
трубопроводный | 50,2 | |
морской | 101,0 | 2,1 |
внутренний водный | 54,3 | 1,1 |
воздушный | 4,7 | 0,1 |
Пассажирские перевозки общего пользования в 2010 г. в млрд. п/км составили:
Виды транспорта | в млрд. п/км | % |
Транспорт, всего | 393,3 | 100,0 |
железнодорожный | 128,7 | 32,8 |
автомобильный | 127,7 | 32,5 |
воздушный | 135,9 | 34,7 |
Статистика транспорта исследует продукцию транспорта – перемещение грузов и пассажиров. Перевозки характеризуются специфичными показателями: отправлено, прибыло, перевезено, грузооборот, пассажирооборот, дальность перевозок, густота перевозок, продолжительность и скорость доставки, межрайонный обмен, баланс районов страны по отдельным грузам. Совокупная продукция всех видов транспорта определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота.
Объектом статистики транспорта является наличный парк перевозочных средств, их работа и использование. Объем работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом и пробегом.
Сопоставление объемных показателей и времени затрат подвижного состава в различных сочетаниях определяет показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность перевозочных средств, среднесуточный пробег, средняя скорость движения перевозочных средств.
На отдельных видах транспорта определяются специфические показатели: доля порожнего пробега вагона, среднее время оборота вагона, показатели нагрузки, средний вес состава, производительность речного судна, продолжительность оборота баржи за рейс и др.
Материально-техническая база транспорта изучается на основе натурального и стоимостного выражения с целью оценки использования транспорта, изучения технического уровня базы транспорта, парка подвижного состава, протяженность путей сообщения.
На транспорте широко используется статистика труда и такие показатели как: численность, состав и движение рабочей силы, использование рабочего времени, производительность труда, фонд заработной платы, средняя заработная плата и др.
Особое значение для транспорта имеют показатели материально-технического снабжения топливом и электроэнергией: абсолютный и удельный расход энергетических ресурсов на перевозки.
Финансы для работы транспорта имеют определяющее значение. Здесь исследуются доходы, расходы, доходность, себестоимость перевозок, рентабельность отдельных видов транспорта.
Источником информации о работе транспорта является статистическое наблюдение, которое осуществляется в двух формах: отчетность и специально организованное наблюдение.
Отчетность – это официально установленные формы документов о деятельности предприятия. Как правило, основывается на данных первичного внутрипроизводственного (оперативного) учета и бухгалтерского учета. На транспорте отчетность подразделяется на общегосударственную и ведомственную.
Общегосударственная отчетность представляется в органы государственной статистики и в вышестоящую организацию. Ведомственная отчетность представляется только в вышестоящую организацию.
Для характеристики полезного результата транспортного предприятия применяются два показателя: объем перевозок грузов и пассажиров, объем выполненной транспортной работы.
Объем перевозок грузов измеряется общим весом перевезенных за период грузов в тоннах, Объем транспортной работы при перевозке грузов выражается в тонно-километрах, т.е. перемещение одной тонны на один километр.
При перевозке пассажиров определяется число перевезенных пассажиров и объем транспортной работы в пассажиро-километрах, т.е. перемещение пассажира на один километр.
При анализе работы транспортных предприятий широко используется весь арсенал приемов и методов статистики. В автомобильных перевозках широко используются объемные показатели, они подразделяются на грузовые и пассажирские.
Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является груженая поездка, оформленная соответствующим образом, для статистики перевозок пассажиров это пассажиропроездка одного пассажира от пункта отправления до пункта назначения в одном направлении.
Полезный результат работы предприятия складывается из перевозки грузов и пассажиров, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, экспедиционных и других видов услуг. Результаты работы могут быть выражены в натуральном и стоимостном выражении. При перевозке грузов и пассажиров используются два показателя
- объем перевозок грузов и пассажиров;
- объем выполненной транспортной работы.
Перевозки грузов измеряются общим весом перевезенных за период грузов в тоннах, которые складываются из веса нетто и веса тары груза. ,
Погрузочно-разгрузочная работа определяется тоннах, транспортно- экспедиционная работа определяется числом поручений и объемом грузов в тоннах.
Общий итог работы предприятия по перевозкам и другим видам работ определяется стоимостными показателями:
- доходы от реализации транспортных услуг – валовая выручка;
- доходы от реализации других видов услуг – валовая выручка.
По отдельным видам транспорта и в целом по отрасли определяется валовая добавленная стоимость как составная часть валового внутреннего продукта страны, как стоимость произведенных конечных товаров и услуг.
Грузовые перевозки, осуществляемые автомобилями, могут производиться по тарифу за перевезенную тонну – сдельная работа и по часовому тарифу – повременная работа.
Учет перевозок осуществляется с помощью товарно-транспортных накладных и путевого листа для грузовых автомобилей. Единицей наблюдения является пробег с грузом между пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки.
Товарно-транспортная накладная содержит показатели, необходимые для учета перевозок: вид перевозок (централизованные, контейнерные, пакетные и проч.), род груза и его вес, дальность перевозки, продолжительность простоя под погрузкой и разгрузкой.
Путевой лист автомобиля позволяет вести оперативный учет работы автомобиля при выполнении перевозки.
Работа автомобиля за день характеризуется следующими показателями:
- время в наряде рассчитывается с момента выезда из гаража до его возвращения в гараж за вычетом времени обеда и отдыха водителя – автомобиле-часы в наряде - ;
- время простоя рассчитывается как сумма времени простоя под погрузкой-разгрузкой , времени простоя на линии по техническим неисправностям и другим причинам;
- время в движении – разница между временем в наряде и времени простоев ;
- число ездок с грузом определяется числом пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки - ;
- общий пробег – разница между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде на линию - ;
- пробег с грузом определяют как сумму пробега по каждой ездке с грузом на основе товарно-транспортных накладных ;
- количество перевезенного груза в тоннах определяется суммированием количества груза в тоннах, доставленного в пункты назначения - ;
- объем транспортной работы (грузооборот) в тонно-километрах определяется суммированием выполненных тонно-километров по всем ездкам - , где - расстояние перевозки ой ездки с грузом в километрах.
Записи в путевом листе позволяют определить расход топлива по норме и фактически, а также произвести начисления заработной платы водителю.
На основе абсолютных показателей рассчитываются средние и относительные показатели по отдельным предприятиям, по отраслям, регионам и в целом по стране. Для изучения явлений на транспорте во времени рассчитываются:
- характеристики интенсивности в уровнях рядов динамики;
- средние показатели временного ряда за определенный период;
- закономерности и тенденции динамики исследуемых явлений;
- факторы, обуславливающие изменение изучаемого явления во времени;
- прогнозы развития явлений на будущее.
На условном примере транспортного предприятия рассмотрим динамику его работы в течение базисного и отчетного периода.
Грузовые автомобили | базисный | отчетный | ||
Перевезено грузов, т. | Пробег, км. | Перевезено грузов, т. | Пробег, км. | |
1) грузооборот в базисном периоде
1 авт. 270 х 2500 = 675000 т/км
2 авт. 210 х 3100 = 651000 т/км
3 авт. 320 х 2620 = 838400 т/км
4 авт. 240 х 4100 = 984000 т/км
5 авт. 260 х 3060 = 795600 т/км
Общий грузооборот = 3944000 т/км
2) грузооборот в отчетном периоде
1 авт. 310 х 2200 = 682000 т/км
2 авт. 270 х 3300 = 891000 т/км
3 авт. 250 х 2750 = 687500 т/км
4 авт. 300 х 3500 = 1050000 т/км
5 авт. 280 х 2700 = 756000 т/км
Общий грузооборот = 4066500 т/км
2) Индекс переменного состава:
или 103,1%,
Грузооборот в отчетном периоде увеличился по сравнению с базисным на 3,1% , а в абсолютном выражении 4066500 – 3944000 = 122500 т/км.
Анализ себестоимости перевозок грузов.
Автотранспортное предприятие в базисном и отчетном периодах имело следующие издержки производства по статьям, тыс. руб.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
ФОТ с отчислениями в социальные фонды Затраты на топливо Затраты на смазочные и др. эксплуатационные материалы Износ и ремонт шин Амортизационные отчисления Ремонтный фонд Общехозяйственные расходы | ||
Грузооборот, тыс. т/км |
1) себестоимость перевозок грузов в:
базисном периоде - 2155 тыс. руб.
отчетном периоде - 2145 тыс. руб.
2)себестоимость перевозки 1 т/км. в:
базисном периоде
отчетном периоде
3) Индексы себестоимости:
Перевозок грузов или 99,5%;
Перевозки 1 т/км или 98,8%.
Выводы:
1. Себестоимость перевозок грузов в отчетном периоде по сравнению с базисным в абсолютном выражении снизилась на 10 тыс. рублей, в относительном выражении на 0,5%.
2. Себестоимость 1 т/км перевозок в отчетном периоде по сравнению с базисным в абсолютном выражении снизилась на 2 копейки, а в относительном выражении на 0.7%.
Задания и упражнения
Задание 1. На основе представленных в таблице данные о перевозках грузов различными видами транспорта в течении 5 лет в млн. тонн.
Определить:
1. Базисные и цепные темпы роста перевозок грузов в целом и по видам транспорта;
2. Структуру перевозок по годам и в среднем за период;
3. Графически изобразить динамику перевозок грузов по видам транспорта;
4. Произвести выравнивание динамических рядов и сделать прогноз на два года вперед.
Виды транспорта | |||||
Перевозки всего в том числе: | |||||
железнодорожный | |||||
автомобильный | |||||
трубопроводный | |||||
морской | |||||
внутренний водный | |||||
воздушный | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Задание 2. Имеются данные о работе транспортного предприятия по перевозке пассажиров в тыс. чел.:
Месяц | ||||
январь | ||||
февраль | ||||
март | ||||
апрель | ||||
май | ||||
июнь | ||||
июль | ||||
август | ||||
сентябрь | ||||
октябрь | ||||
ноябрь | ||||
декабрь |
Определить:
1. Средние за четыре года по месяцам перевозки пассажиров;
2. Построить графики перевозок пассажиров по годам и в среднем за период;
3. Рассчитать индексы сезонности перевозок пассажиров;
4. Построить среднюю сезонную волну.
Задание 3.
Автотранспортные предприятия города в течение месяца имели следующие средние показатели работы:
№ п/п | Среднесписочная численность работников | Средний доход на работника, тыс. руб. | Средний объем перевозок на работника, тыс. т. |
24,5 | 2,5 | ||
20,8 | 1,8 | ||
28,4 | 3,2 | ||
23,3 | 2,4 | ||
29,3 | 3,4 | ||
30,2 | 3,6 | ||
28,5 | 3,3 |
Определить:
1. Объем доходов, объем перевозок по автотранспортным предприятиям и в целом по городу;
2. Ранжированное место автотранспортных предприятий по средним доходам и объемам перевозок на одного работника;
3. С помощью коэффициента корреляции Спирмена рассчитать существует ли связь между средним доходом работника и средним объемом перевозок на одного работника корреляционная связь.