Статистика цен и тарифов на продукцию (услуги)

Тесты

Задачи и упражнения

Решение

1. I пл = = = 0,9 - таким образом, на 10% уменьшится себестоимость единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным по плану.

2. I вп = = = 1,33 – на 33% фактическая себестоимость единицы продукции увеличилась, в сравнении с запланированной

3. ∆Z = Z1 – Z0 = 120 – 100 = 20 ед. ед. – себестоимость единицы продукции увеличилась на 20 ден. ед. в текущем периоде по сравнению с базисным.

4. Эпл = (Zпл – Z0 ) qпл = (90 – 100) 300 = -3 000 – размер ожидаемой экономии в связи со снижением себестоимости

5. Эф = (Z1 – Z0 ) q1 = (120 – 100) * 250 = 5000 – по факту возникла необходимость в дополнительных затратах из-за увеличения себестоимости

6. Э св.п = Эф - Эпл = 5000 + 3000 = 8 000 – общий перерасход

 

 

Задание 1. Производство и себестоимость продукции предприятия характеризуются данными в таблице.

Груз Себестоимость перевозки 1 т груза, ден.ед. Перевезено в отчетном году, т
базисный год отчетный год
план фактически

Определить:

1) индивидуальные и сводные индексы себестоимости единицы продукции планового задания, выполнения плана, динамики;

2) сумму экономии по плану и фактически (по сравнению с планом и с предыду­щим годом).

Задание 2. Имеются следующие данные по акционерному обществу

Про- Объем продукции (тыс. руб.) Себестоимость единицы продук-ции (руб.) Оптовая цена единицы продукции (руб.)
дукция базис-ный год отчет-ный год базис-ный год отчет-ный год базисный год отчет-ный год
А
Б
В - - -

Определить:

1) уровень затрат (в коп.) на 1 руб. продукции в базисном и отчетном периодах;

2) индекс фактического снижения затрат на 1 руб. продукции.

Задание 3. На двух заводах, вырабатывающих кирпич одного сорта, имеются следующие данные о количестве выработанного кирпича и его себестоимости:

 

Завод Базисный год Отчетный год
изготовлено, шт. себестоимость 1 тыс. шт., руб. изготовлено, шт. себестоимостъ 1 тыс. шт., руб.
28 000 22 000 40 000 55 000

Определить:

индексы переменного и фиксированного составов и влияния структурных сдвигов.

Задание 4. По группе однородных торговых предприятий района получены сле­дующие данные о соотношении между величинами товарооборота и издержками обращения:

Объем товарооборота, тыс. руб. Издержки обращения, тыс. руб.
I предприятие П предприятие I предприятие П предприятие

Определить:

1. коэффициент Фехнера и ранговый коэффициент корреляции Спирмэна;

2. линейный коэффициент корреляции и дать оценку его надежности;

3. построить график зависимости между товарооборотом и издержками обращения, сделать выводы о характере и силе связи;

4. написать выводы по полученным результатам

1. Какие виды затрат не могут быть прямо отнесены на продукцию?

а) прямые затраты труда;

б) прямые накладные расходы;

в) косвенные затраты материалов.

2. Производственная себестоимость не включает:

а) общехозяйственные расходы;

б) коммерческие расходы;

в) потери от брака.

3. К косвенным затратам не относят:

а) косвенные затраты труда;

б) прямые накладные расходы;

в) косвенные затраты материалов.

4. Влияние изменений средней себестоимости единицы продукции можно определить с помощью?

а) индекса переменного состава;

б) индекса постоянного состава;

в) индекса структурных сдвигов.

5. Отрасль, в которой удельный вес трудовых затрат преобладает, относят к:

а) материалоемким;

б) энергоемким;

в) трудоемким;

г) амортизациемким.

 

Контрольные вопросы

1. Какие методы используются при изучении статистики себестоимости?

2. Какие задачи стоят перед статистикой себестоимости?

3. В чем состоит различие производственной и полной себестоимости?

4. Как осуществляется расчет производственной себестоимости?

5. Какие элементы включают в себя затраты на производство?

6. Как рассчитывается экономия (перерасход) от изменения себестоимости единицы продукции?

7. Как определяется влияние факторов на динамику себестоимости продукции?

Литература

 

1. Общая теория статистики: учебник/ под ред. Елисеевой И.И.- М. Финансы и кредит, 2007.

2. Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. М., 2007.

3. Практикум по теории статистики: учебное пособие / под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Практикум по социально-экономической статистике: учебно-методическое пособие/ под ред. М.Г. Назарова. М.: Проспект, 2009.

5. www.gks.ru

6. www.cbr.ru

 

 

 

Цена относится к числу важнейших категорий рыночной экономики и является отпускной стоимостью товара и услуги в денежной форме. Для некоторых услуг более приемлемой формой их стоимости является тариф.

Взаимосвязь цен с системой народнохозяйственных, отраслевых и региональных экономических показателей в большинстве случаев характеризуется тем, что цена выступает как один из факторов, оказывающих влияние на закономерности социально-экономических процессов и явлений

Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны. Цена существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов - федерального, регионального и др. Цены выступают как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных групп населения. Динамика цен оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребления населения, на соотношение в потреблении материальных и духовных благ, уровень и качество жизни народа в целом и его различных социальных групп.

Всестороннее изучение цен предполагает использование всего арсенала статистических методов: группировки, абсолютные, относительные и средние величины, выборочные обследования, индексы, ряды динамики, показатели вариации, корреляционный анализ, графический метод и др.

Задачи статистики цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей:

изучение конъюнктуры рынка;

выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;

выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;

определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания;

элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС;

определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.

Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен на товары и услуги и на ее основе осуществляются расчеты изменения цен в отдельных секторах экономики.

Система показателей статистики ценпредставляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих как уровни цен, так и их изменение.

Система показателей статистики цен представлена следующими направлениями:

- комплексная информация о динамике цен во всех сферах экономики, включая расчет индексов цен;

- информация об уровнях и соотношениях цен на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров и платных услуг, оказанных населению.

Система показателей статистики цен используется как для изучения ценовых процессов в различных секторах экономики, так и при расчетах большинства стоимостных показателей на макроэкономическом уровне.

Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, на рынке жилья, цен производителей на промышленные товары, производителей сельскохозяйственной продукции, строительной продукции, тарифов на грузовые перевозки и услуги связи для юридических лиц, а также цен на приобретаемую промышленными, строительными и сельскохозяйственными организациями продукцию. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров (услуг)-представителей по выборочному кругу организаций всех типов и форм собственности и отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг.

Индекс потребительских цен (ИПЦ)характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

ИПЦ используется при пересчете показателей системы национальных счетов из текущих цен в сопоставимые цены.

Расчет ИПЦ производится путем объединения двух информационных потоков:

- данных об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

- данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год.

Наблюдение за уровнем цен и тарифов осуществляется в организациях торговли и сферы услуг всех видов собственности (государственная, муниципальная, частная). Кроме того, наблюдение проводится в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций произведен с учетом их значимости для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услугдля межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Российской Федерации и отдельным регионам исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включаются 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.

Стоимость минимального набора продуктов питанияопределяется на основе минимального набора продуктов питания для мужчин трудоспособного возраста. Данные о стоимости набора определяются в расчете на одного человека на месяц. В набор входят: бобовые (7,30 кг), мука пшеничная (22 кг), рис шлифованный (5 кг), пшено (6 кг), хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов (кроме сдобных) (75 кг), хлеб ржаной, ржано-пшеничный (115 кг), вермишель (6 кг), картофель (150 кг), капуста свежая белокочанная (35 кг), огурцы свежие (1,8 кг), морковь (35 кг), лук репчатый (20 кг), яблоки (18,6 кг), сахар-песок (20 кг), карамель (0,7 кг), печенье (0,7 кг), говядина 1 категории (кроме бескостного мяса) (15 кг), баранина (1,8 кг), свинина (кроме бескостного мяса) (4 кг), куры (кроме куриных окорочков) (14 кг), рыба замороженная, неразделанная (14 кг), сельдь соленая (0,7 кг), молоко цельное разливное (110 л), сметана (1,8 кг), масло сливочное (1,8 кг), творог нежирный (10 кг), сыры сычужные твердые и мягкие (2,5 кг), яйца (18 десятков), маргарин (6 кг), масло подсолнечное (7 кг), соль поваренная пищевая (3,65 кг), чай черный байховый (0,5 кг), перец черный горошек (0,73 кг).

Выбор этого перечня объясняется относительной устойчивостью наличия отмеченных товаров в продаже по всей территории России, что позволяет обоснованно анализировать динамику стоимости набора продуктов.

Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума - объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ)рассчитывается на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонного фактора.

Исходя из вышеперечисленных критериев, из общего перечня продовольственных товаров исключается плодоовощная продукция, так как колебания цен на нее имеют ярко выраженный сезонный характер и в течение всего года существенно влияют на индекс потребительских цен (ИПЦ) как в сторону его понижения, так и повышения.

В группе непродовольственных товаров в расчет базового индекса потребительских товаров не включается изменение цен на топливо (включая бензин), так как динамика цен на отдельные виды топлива, помимо сезонного фактора, подвержена административному воздействию федеральных и региональных органов власти.

Из группы платных услуг населению исключаются те их виды, формирование цен на которые осуществляется, как правило, на федеральном или региональном уровне по решению соответствующих органов власти (отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, практически все виды жилищно-коммунальных услуг, отдельные виды услуг правового характера и банков).

Индексы цен на первичном и вторичном рынке жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен соответственно на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего приватизированного жилого фонда, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики, а также район их расположения в городе. В качестве весов выступают данные о вводе в действие квартир за предыдущий год и численности городского постоянного населения на начало отчетного года.

Индексы цен производителей промышленных товароврассчитываются на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых организациях по видам экономической деятельности. При регистрации учитываются фактически сложившиеся в текущем периоде цены на произведенную продукцию (без косвенных товарных налогов – НДС, акцизов, и др.), предназначенную для реализации на внутреннем рынке. Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов и разделов экономической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.

Индексы цен на приобретенные промышленными организациями топливно-энергетические ресурсыисчисляются на основании регистрации цен на их основные виды. Средняя цена приобретения включает, помимо цены производства, транспортные, сбытовые расходы, налоги, акциз и рассчитывается на основе данных о количестве и стоимости продукции, приобретенной организациями, охваченными наблюдением. Построение индексов цен приобретения предусматривает систему взвешивания на основе данных о стоимости приобретенной продукции за базисный период по сопоставимому кругу организаций.

Индекс цен строительной продукции отражает изменение инвестиций в строительство объектов различных видов экономической деятельности и рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы), на машины и оборудование, используемые в строительстве, и прочие капитальные работы и затраты, взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Расчет индекса цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) проводится на основе данных формы отчетности о ценах на материалы, изделия и конструкции, приобретенные в базовых подрядных организациях на всей территории, а также на базе технологических моделей, разработанных по видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.

Индекс цен на машины и оборудование, используемые в строительстве исчисляется по данным об изменении цен производителей этого оборудования, а также транспортных, снабженческо-сбытовых расходов и ставки налога на добавленную стоимость.

Индексы тарифов на грузовые перевозки позволяют определить изменение за текущий период действующих тарифов на грузовые перевозки, без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду груза, размеру отправки, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и по другим признакам.

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции исчисляются на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены реализации сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции, без расходов по транспортировке, экспедированию, погрузке и разгрузке продукции, налога на добавленную стоимость, дотаций на продукцию сельского хозяйства.

Индексы тарифов на услуги связи для юридических лицхарактеризуют общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий пользователей (бюджетных и коммерческих организаций).

Расчет индексов тарифов на услуги связи основан на ежемесячном наблюдении за тарифами на 15 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в территориальных центрах субъектов Российской Федерации.

При расчете сводных индексов тарифов в качестве весов используются данные о доходах от услуг связи за предыдущий год.

Индекс цен исторически является одним из первых экономических индексов. Практически задачи индекса цен в основном сводятся к оценке изменений цен во времени (индексы динамики) или в пространстве (территориальные индексы). Построение системы индексов цен базируется на общеметодологических принципах, согласно которым в ней выделяются индивидуальные, сводные индексы и индексы средних цен (тарифов).

Индивидуальный индекс динамики определяется как отношение цены конкретного i-го товара текущего периода (t) к цене предыдущего периода (t - 1):

 

или к цене одного из периодов динамического ряда, принятого за базу сравнения (0)

 

Для индивидуальных индексов цен не представляет труда переход от цепных к базисным индексам (свойство круговой сходимости индексов). Обозначим последовательные периоды ряда динамики цен от 0 до n, т.е. t = 0, 1, 2, 3, ..., n.

Исходя из свойства круговой сходимости индексов величину базисного индекса цен можно определить как произведение цепных:

 

Изучение динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг решается с помощью сводных (общих) индексов.

Сводный (общий) индекс цен относится к числу классических показателей, разработкой которого исследователи занимаются с XVII в.

Наиболее широкое применение в статистической практике получили агрегатные формулы сводных индексов цен, разработанные в середине XVIII в. немецкими учеными Э. Ласпейресом и Г. Пааше.

Индекс Ласпейреса:

 

Индекс Пааше:

 

В статистической практике при расчете сводных индексов цен широко применяются различные модификации агрегатных формул, в частности в виде формул среднеарифметических и среднегармонических с использованием индивидуальных индексов (ip).

Индекс Пааше (средняя гармоническая формула):

 

Индекс Ласпейреса (средняя арифметическая формула):

 

Выражение сводного индекса через индивидуальные (ip) позволяет наглядно представить как динамику цен по отдельным товарам, так и их роль в формировании сводного индекса.

Необходимо отметить, что в индексе Пааше используются переменные веса, поэтому свойством транзитивности, или круговой сходимости, этот индекс не обладает. В индексе Ласпейреса могут применяться как переменные, так и постоянные веса. В статистической практике при исчислении цепных и базисных индексов цен широко используется средняя арифметическая формула Ласпейреса с постоянными весами. При этом применяется рекурсивный принцип построения модифицированной формулы Ласпейреса. С целью устранения недостатков, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, рассчитывается индекс цен Фишера.

Индекс цен Фишера представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:

 

Идеальность этого индекса цен заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса).

Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации используется довольно редко (например при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).

Индексы средних цен (тарифов) правомерно исчислять не только по достаточно однородным группам товаров (услуг), но и по одному виду товаров, произведенному или реализованному по совокупности территориальных единиц (районов, области и т.д.) или в разрезе временных периодов (месяцев, кварталов и т.д.).

Средние цены и индексы средних цен, исчисленные по отдельным товарным группам, можно агрегировать в более укрупненные группы и в целом по изучаемой совокупности, используя те же формулы сводных индексов цен, что и при агрегировании цен конкретных товаров, но в этом случае сводный индекс будет характеризовать среднее изменение средних цен, что важно иметь в виду при интерпретации и использовании таких индексов.

Задача. Продажа товаров на рынке характеризуется данными, представленными в таблице. Рассчитать индивидуальные индексы цен, индексы Паше и Ласпейреса, экономию (перерасход) за счет изменения цен.

Товары Количество проданных товаров, шт. Цена за единицу товара, руб. Индивидуальные индексы цен
январь февраль январь февраль
  q0 q1 p0 p1 ip = p1/p0
картофель, кг 1,125
молоко, л 1,143
яйцо, шт 1,060

 

Решение:

Агрегатный индекс цен Паше:

Ip = = 65450/60150 = 1,0881 или 108,81%

Индекс показывает, что в феврале по сравнению с январем цены продуктов на рынке увеличились в среднем на 8,81%. Из-за повышения цен население фактически перерасходовало денежных средств на сумму:

Э(П) = = 65450 – 60150 = 5 300 руб.

Агрегатный индекс цен Ласпейреса:

Ip = = 71550/66000 = 1,0833 или 108,33%

Индекс показывает, что в феврале по сравнению с январем цены продуктов (на январскую группу) на рынке увеличились в среднем на 8,33%. Из-за повышения цен население фактически перерасходовало денежных средств на сумму:

Э(П) = = 71500 – 66000 = 5 500 руб.