ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА являются продуктом его культурно-исторического развития и определяются общественной формой человеческого бытия.
И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ РЕГУЛИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Лист регистрации изменений
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения | ||
замененных | новых | аннулированных | ||||||
Они органично включены в единую систему внутренней регуляции поведения; будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению последних, инициируя и направляя ее.
Различные феномены эмоциональной сферы выступают также в роли регуляторов общения,определяя его способы и средства, влияя на выбор партнеров по общению, установление и закрепление межличностных связей.
2.ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ состоит в том, что в общественно-исторической практике формируется особый «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК», который может передаваться как некоторое общепринятое описание или форма выражения эмоциональных состояний.
Благодаря пониманию этого языка возникает, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно тесную связь с определенной исторической эпохой, но, тем не менее, способны волновать и вне ограниченного культурного контекста их создания.
Однако говорить об универсальном языке выражения эмоций, доступном представителям любых культурных сообществ, было бы крайне не корректно.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ преобразуется и обогащается в ходе развития личности, в процессах общения и взаимопознания между людьми, предполагающих сопереживание (эмпатию), под влиянием искусства, религии (формирование эстетических, этических, религиозных чувств), идеологии, средств массовой информации и др. факторов культуры.
2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ.
1.XVIII—XIX вв: 1.1.Интеллектуа-листские теории. | Представители интеллектуалистических теорий связывали эмоции с представлениями и суждениями индивида. Наиболее четко интеллектуалистическая точка зрения была сформулирована немецким философом И.Ф. Гербартом. Гербарт полагал, что испытываемые нами чувства соответствуют той связи, которая устанавливается между различными представлениями; это своеобразная реакция на гармонию, согласованность представлений или противоречие, конфликт между ними. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЭМОЦИЯ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ, а ее вегетативные проявления вторичны. | ||||||||||||
Биологические концепции. 1.2.Эволюционная теория Ч.Дарвина. | Представители биологических концепций акцентировали внимание на физиологической составляющей эмоционального процесса, его связь с приспособительными движениями и реакциями организма. Одна из наиболее ранних биологических теорий, объясняющих эмоциональные явления, разработана автором эволюционного учения Ч. Дарвиным (1872), который впервые сделал предметом научного изучения эмоциональные выразительные движения животных. Дарвин пришел к выводу, что ЭКСПРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ РУДИМЕНТ (отжившие/хвост) ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СОХРАНЯЮЩИХ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ СВОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ ОСОБЕЙ НЕ ТОЛЬКО СВОЕГО, НО И ДРУГИХ ВИДОВ. | ||||||||||||
3. Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта. | В. Вундт ТРИ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, представив каждый из них в виде диады противоположностей: 1.УДОВОЛЬСТВИЕ — НЕУДОВОЛЬСТВИЕ (ПРИЯТНОЕ — НЕПРИЯТНОЕ); 2. НАПРЯЖЕНИЕ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ, РАССЛАБЛЕНИЕ, 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ — УСПОКОЕНИЕ. Вундт полагал: многообразие человеческих переживаний и чувств может быть адекватно исследовано и описано посредством предложенной им трехмерной системы координат. Она действительно позволяет определить знакэмоции, степеньвызываемого ею возбуждения и напряжения. По Вундту, в понимании эмоций существенным моментом выступает влияние чувств на течение представлений и, наоборот, влияние представлений на чувства, телесные же реакции вторичны— это лишь следствия эмоций, хотя и они в некоторой мере обуславливают духовную жизнь человека. Душевная жизнь распадается у Вундта на относительно самостоятельные элементы: преставления, эмоции и апперцепцию. | ||||||||||||
4.«Локализационные теории»: 4.1Периферическая теория эмоций У.Джемса – Г.Ланге (1884 г.-1885г.) | Эмоция определяется как переживание специфических изменений в теле (в основном, висцеральной природы), производимых внешней ситуацией. «Мы огорчены потому, что плачем, разгневаны потому, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот», — считал Джемс. ТЕОРИЯ ДЖЕМСА — ЛАНГЕ ПОДТВЕРЖДАЛАСЬ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТАМИ: 1. Имеется соответствие между определенными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями; 2. Если из какой-либо эмоции, как состояния сознания, вычесть одно за другим все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется; 3.Невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой. Если Джемс локализовал источник эмоций в скелетных мышцах, то Ланге связывал все многообразие эмоциональных переживаний с изменениями в вазомоторной (кровеносной) системе. | ||||||||||||
4.2.Таламическая теория У.Кеннона и Ф.Барда ( 1927—1928 гг.) | Они считали, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а, напротив, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет функции более тонкого различения эмоциогенных стимулов и регулирования ответных эмоциональных реакций. Уолтера Кеннон доказал: 1.ОТДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НЕ УСТРАНЯЕТВОЗМОЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; 2. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ РЕАГИРУЮТ СЛИШКОМ МЕДЛЕННО И ОДНООБРАЗНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ СТОЛЬ СТРЕМИТЕЛЬНЫХ, РАЗЛИЧНЫХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ; 3. ОДНИ И ТЕ ЖЕВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ПРИ КАЧЕСТВЕННО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ПРИ СОСТОЯНИЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЭМОЦИЯМИ; (Например, учащенное сердцебиение может свидетельствовать и о страхе, и о гневе, и о состоянии влюбленности; или просто о том, что человек быстро бежал.) 4. ИСКУССТВЕННО ВЫЗВАННЫЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭМОЦИЙ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИХ НЕ ВЫЗЫВАЮТ. П. Бард доказал, что телесные реакции и связанные с ними эмоциональные переживания возникают практически ОДНОВРЕМЕННО, а из всех структур мозга с эмоциями более всего функционально связаны ГИПОТАЛАМУС И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, а не собственно таламус. | ||||||||||||
4.3. АКТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИНДСЛИ | Он считал, что субстрат эмоций — ретикулярная формация. | ||||||||||||
4.4. ГАПОТАЛАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГЕЛЬГОРНА. | Э. Гельгорн пришел к заключению, что ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ — ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗМА. Было доказано, что радость сопровождается конкретными эффектами мобилизации: - при переживании этой эмоции мелкие артерии расширяются, - усиливаетсяприток крови к коже, - ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует оптимизации физиологических процессов. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, снижением их тонуса. Таким образом, в эмоциях раскрываются ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВАЦИИ, определяющие интенсивность жизнедеятельности индивида. | ||||||||||||
4.5. ЛИМБИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕЙПЕЦА — МАКЛИНА | Они связали эмоциональные состояния и реакции с целым ансамблем мозговых образований, объединенных в так называемый «круг Пейпеца» (ядра передней области таламуса — поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса). | ||||||||||||
5.ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (Э. ШЕХТЕР И Д. СИНГЕР (1962). | Эмоциональное реагирование обусловлено двумя группами факторов — физиологическими и когнитивными факторами. Эксперимент: всем испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина, вызывающая активацию симпатической нервной системы. При этом одной группе испытуемых сообщили о том, какие симптомы обычно вызывает такая инъекция, а другой объявили, что им был введен физиологический раствор. Затем каждый из испытуемых попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (читая письмо, он приходил в состояние бурной радости и воодушевления). Все участники эксперимента испытывали аналогичные физиологические изменения в организме: учащенное сердцебиение, потоотделение и др. Однако те из них, кто был предупрежден о действии адреналина, не переживали при этом сколько-нибудь отчетливых эмоций. Представители же второй группы, напротив, демонстрировали достаточно выраженные эмоциональные состояния, заражаясь от актера гневом или радостью. Это и послужило доказательством роли когнитивных процессов в возникновении эмоциональных состояний. | ||||||||||||
6. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера | Из ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА Л. ФЕСТИНГЕРА следует, что негативные эмоции появляются вследствие несовпадения ожиданий субъекта (сформированной им когнитивной модели) и наличной ситуации, в то время как позитивные переживания наблюдается тогда, когда сложившиеся условия превосходят ожидания или полностью согласуются с ними. Иными словами, негативная эмоция возникает как следствие когнитивного диссонанса, тогда как позитивная есть результат консонанса. Л. Фестингер предложил следующую формулу, позволяющую рассчитать величину когнитивного диссонанса: где К— величина диссонанса, Х1 — значимость исходного когнитивного элемента, Х2 — значимость нового когнитивного элемента. | ||||||||||||
7.Теория эмоций Арнольда (когнитивный подход, 1960), | Согласно этой теории эмоциональному переживанию предшествуют восприятие и интуитивная оценка ситуации (например, угрозы). ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ «ВОСПРИЯТИЕ — ОЦЕНКА — ЭМОЦИЯ» настолько жестко закреплена, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо ЗНАНИЕ-И-ПРИНЯТИЕ, ЛИБО ЗНАНИЕ-И-НЕПРИЯЗНЬ. «Интуитивная оценка ситуации МОТИВИРУЕТ ДЕЙСТВИЕ, что переживается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно приводит к внешнему действию». | ||||||||||||
8.МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ | Базируются на признании побуждающей функции субъективных переживаний. | ||||||||||||
8.1.КОНЦЕПЦИЯ О «ЦЕНТРАЛЬНОМ МОТИВАЦИОННОМ СОСТОЯНИИ»( Д. Биндра). | Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к конкретному классу побудительных стимулов и реактивную склонность к соответствующему классу типично-видовых действий. Эмоциональные реакции входят в этот класс необходимым и неотторжимым компонентом. | ||||||||||||
Б.И. Додонов. | Б.И. Додонов рассматривал эмоции в качестве важнейшей составляющей мотивации. Он подчеркивает ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ: - эмоция — это одновременно и оценка других ценностей, и - ценность сама по себе. | ||||||||||||
Биологическая теория П.К.Анохина. | Эмоции определяются как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. | ||||||||||||
Информационная теория П.В.Симонова. | ЭМОЦИЯ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ МОЗГОМ ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА СООТНОШЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ В КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ. Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между - эмоцией (Э), - потребностью (П), - информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению потребности (Ин), - и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построения целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис), выражается формулой: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЕГО СИЛА И КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬЮ И СПЕЦИФИКОЙ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ, А С ДРУГОЙ — РАЗНИЦЕЙ (РАЗРЫВОМ) МЕЖДУ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРОЙ СУБЪЕКТ РАСПОЛАГАЕТ В ДАННЫЙ МОМЕНТ, И ИНФОРМАЦИЕЙ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПОТРЕБНОСТИ. | ||||||||||||