ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА являются продуктом его культурно-исторического развития и определяются общественной формой человеческого бытия.

И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ РЕГУЛИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Лист регистрации изменений

Номер измене­ния Номера листов Основание для внесения изменений   Подпись Расшифровка подписи   Дата Дата введения изменения
заменен­ных новых аннулиро­ванных
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

Они органично включены в единую систему внутренней регуляции по­ведения; будучи субъективной формой выражения потребностей, эмо­ции предшествуют деятельности по удовлетворению последних, иници­ируя и направляя ее.

Различные феномены эмоциональной сферы вы­ступают также в роли регуляторов общения,определяя его способы и средства, влияя на выбор партнеров по общению, установление и за­крепление межличностных связей.

2.ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ состоит в том, что в об­щественно-исторической практике формируется особый «ЭМОЦИОНАЛЬ­НЫЙ ЯЗЫК», который может передаваться как некоторое общепринятое описание или форма выражения эмоциональных состояний.

Благодаря пониманию этого языка возникает, в частности, эмоциональный от­клик на произведения искусства, которые имеют достаточно тесную связь с определенной исторической эпохой, но, тем не менее, способ­ны волновать и вне ограниченного культурного контекста их создания.

Однако говорить об универсальном языке выражения эмоций, доступ­ном представителям любых культурных сообществ, было бы крайне не корректно.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ преобразуется и обогащается в ходе развития личности, в процессах общения и взаимопознания между людьми, предполагающих сопереживание (эмпатию), под влиянием искусства, религии (формирование эстетических, этических, религиозных чувств), идеологии, средств массовой информации и др. факторов культуры.

 

2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ.

1.XVIII—XIX вв: 1.1.Интеллектуа-листские теории. Представители интеллектуалистических теорий связывали эмоции с представлениями и сужде­ниями индивида. Наиболее четко интеллектуалистическая точка зрения была сфор­мулирована немецким философом И.Ф. Гербартом. Гербарт полагал, что испытываемые нами чувства соответствуют той связи, которая устанавливается между различными представлениями; это своеобразная реакция на гармонию, согласованность представлений или противоречие, кон­фликт между ними. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЭМОЦИЯ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ИН­ТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ, а ее вегетативные проявления вторичны.
Биологические кон­цепции. 1.2.Эволюционная теория Ч.Дарвина. Представители биологических кон­цепций акцентировали внимание на физиологической составляющей эмоционального процесса, его связь с приспосо­бительными движениями и реакциями организма. Одна из наиболее ранних биологических теорий, объясняющих эмоциональные явления, разработана автором эволюционного уче­ния Ч. Дарвиным (1872), который впервые сделал предметом науч­ного изучения эмоциональные выразительные движения животных. Дарвин пришел к выводу, что ЭКСПРЕС­СИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ РУДИМЕНТ (отжившие/хвост) ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СОХРАНЯЮЩИХ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ СВОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ БИО­ЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СИГНАЛОВ ДЛЯ ОСОБЕЙ НЕ ТОЛЬКО СВОЕГО, НО И ДРУГИХ ВИДОВ.
3. Трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт ТРИ ГЛАВ­НЫХ КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, представив каждый из них в виде диады противоположностей: 1.УДОВОЛЬСТВИЕ — НЕУДО­ВОЛЬСТВИЕ (ПРИЯТНОЕ — НЕПРИЯТНОЕ); 2. НАПРЯЖЕНИЕ — ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ, РАССЛАБЛЕНИЕ, 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ — УСПОКОЕНИЕ. Вундт полагал: многообразие человеческих пережива­ний и чувств может быть адекватно исследовано и описано по­средством предложенной им трехмерной системы координат. Она действительно позволяет определить знакэмоции, степеньвызываемого ею возбуждения и напряжения. По Вундту, в понимании эмоций существенным моментом вы­ступает влияние чувств на течение представлений и, наоборот, влияние представлений на чувства, телесные же реакции вторич­ны— это лишь следствия эмоций, хотя и они в некоторой мере обуславливают духовную жизнь человека. Душевная жизнь распадается у Вундта на относительно самостоятельные элементы: преставления, эмоции и апперцеп­цию.
4.«Локализационные тео­рии»:   4.1Периферическая теория эмоций У.Джемса – Г.Ланге (1884 г.-1885г.) Эмоция определяется как переживание специфических из­менений в теле (в основном, висцеральной природы), производи­мых внешней ситуацией. «Мы огорчены потому, что плачем, раз­гневаны потому, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот», — считал Джемс. ТЕОРИЯ ДЖЕМСА — ЛАНГЕ ПОДТВЕРЖДАЛАСЬ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТАМИ: 1. Имеется соответствие между определенными переживаемы­ми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями; 2. Если из какой-либо эмоции, как состояния сознания, вычесть одно за другим все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется; 3.Невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой. Если Джемс локализовал источ­ник эмоций в скелетных мышцах, то Ланге связывал все многооб­разие эмоциональных переживаний с изменениями в вазомотор­ной (кровеносной) системе.
4.2.Таламическая теория У.Кеннона и Ф.Барда ( 1927—1928 гг.) Они считали, что не эмо­ция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а, на­против, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет функции более тонкого различения эмоциогенных стимулов и регулирования ответных эмоциональных реакций. Уолтера Кеннон доказал: 1.ОТДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИС­ТЕМЫ НЕ УСТРАНЯЕТВОЗМОЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ; 2. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ РЕАГИРУЮТ СЛИШКОМ МЕДЛЕННО И ОДНООБРАЗНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ СТОЛЬ СТРЕМИТЕЛЬНЫХ, РАЗ­ЛИЧНЫХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ; 3. ОДНИ И ТЕ ЖЕВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ПРИ КАЧЕСТВЕННО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ПРИ СО­СТОЯНИЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЭМОЦИЯМИ; (Например, учащенное сердцебиение может свидетельствовать и о страхе, и о гневе, и о состоянии влюбленности; или просто о том, что человек быстро бежал.) 4. ИСКУССТВЕННО ВЫЗВАННЫЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭМОЦИЙ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИХ НЕ ВЫЗЫВАЮТ. П. Бард доказал, что телесные реакции и связанные с ними эмоциональные переживания возникают практически ОДНОВРЕМЕННО, а из всех структур мозга с эмоциями более всего функционально связаны ГИПОТАЛАМУС И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЧАСТИ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, а не собственно таламус.
   
4.3. АКТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИНДСЛИ Он считал, что субстрат эмоций — ретикулярная формация.
4.4. ГАПОТАЛАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГЕЛЬГОРНА. Э. Гельгорн пришел к заключению, что ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ — ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОБИ­ЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗМА. Было доказано, что радость сопровожда­ется конкретными эффектами мобилизации: - при переживании этой эмоции мелкие артерии расширяются, - усиливаетсяприток крови к коже, - ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует оптимизации физиологических процессов. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мыш­цы, снижением их тонуса. Таким образом, в эмоциях раскрываются ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВАЦИИ, определяющие интенсивность жизне­деятельности индивида.
4.5. ЛИМБИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕЙПЕЦА — МАКЛИНА Они связали эмоциональные состояния и реакции с целым ансамблем мозговых образований, объединенных в так называемый «круг Пейпеца» (ядра передней области таламуса — поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса).
5.ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (Э. ШЕХТЕР И Д. СИНГЕР (1962).   Эмоциональное реагирование обусловлено двумя группами фак­торов — физиологическими и когнитивными факторами. Эксперимент: всем испыту­емым была сделана инъекция гормона адреналина, вызывающая акти­вацию симпатической нервной системы. При этом одной группе испы­туемых сообщили о том, какие симптомы обычно вызывает такая инъ­екция, а другой объявили, что им был введен физиологический раствор. Затем каждый из испытуемых попадал в помещение, где находился ак­тер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (чи­тая письмо, он приходил в состояние бурной радости и воодушевле­ния). Все участники экс­перимента испытывали аналогичные физиологические изменения в орга­низме: учащенное сердцебиение, потоотделение и др. Однако те из них, кто был предупрежден о действии адреналина, не переживали при этом сколько-нибудь отчетливых эмоций. Представители же второй группы, напротив, демонстрировали достаточно выраженные эмоциональные состояния, заражаясь от актера гневом или радостью. Это и послужило доказательством роли когнитивных процессов в возникновении эмоци­ональных состояний.  
6. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера Из ТЕОРИИ КОГ­НИТИВНОГО ДИССОНАНСА Л. ФЕСТИНГЕРА следует, что негативные эмоции появляются вследствие несовпадения ожиданий субъекта (сформи­рованной им когнитивной модели) и наличной ситуации, в то вре­мя как позитивные переживания наблюдается тогда, когда сложив­шиеся условия превосходят ожидания или полностью согласуются с ними. Иными словами, негативная эмоция возникает как след­ствие когнитивного диссонанса, тогда как позитивная есть резуль­тат консонанса. Л. Фестингер предложил следующую формулу, по­зволяющую рассчитать величину когнитивного диссонанса: где К— величина диссонанса, Х1 — значимость исходного когнитив­ного элемента, Х2 — значимость нового когнитивного элемента.  
7.Теория эмоций Арнольда (когнитивный подход, 1960), Согласно этой теории эмоциональному переживанию предше­ствуют восприятие и интуитивная оценка ситуации (например, уг­розы). ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ «ВОС­ПРИЯТИЕ — ОЦЕНКА — ЭМОЦИЯ» настолько жестко закреплена, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным зна­нием вещей; это всегда либо ЗНАНИЕ-И-ПРИНЯТИЕ, ЛИБО ЗНАНИЕ-И-НЕПРИЯЗНЬ. «Интуитивная оценка ситуации МОТИВИРУЕТ ДЕЙСТВИЕ, что переживается как эмоция, выражается в различных телесных изменениях и обычно приводит к внешнему действию».
8.МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Базируются на признании побуж­дающей функции субъективных переживаний.
8.1.КОНЦЕПЦИЯ О «ЦЕНТРАЛЬНОМ МОТИВАЦИОННОМ СОСТОЯНИИ»( Д. Биндра).   Развитие «цент­рального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к конкретному классу побудительных стимулов и реактивную склон­ность к соответствующему классу типично-видовых действий. Эмоцио­нальные реакции входят в этот класс необходимым и неотторжимым компонентом.
Б.И. Додонов. Б.И. Додонов рассматривал эмоции в качестве важнейшей составляющей мотивации. Он подчеркивает ДВОЙСТВЕН­НОСТЬ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ: - эмоция — это одновременно и оценка других ценностей, и - ценность сама по себе.
Биологическая теория П.К.Анохина. Эмоции определяются как приспособительный фактор в жиз­ни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизиру­ющий жизненный процесс и тем самым способствующий сохране­нию как отдельной особи, так и всего вида.
Информационная теория П.В.Симонова. ЭМО­ЦИЯ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ МОЗГОМ ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА СООТНО­ШЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ В КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ. Симоновым сформулирована закономерность, согласно которой соотношение между - эмоцией (Э), - потребностью (П), - информаци­ей, прогностически необходимой для организации действий по удов­летворению потребности (Ин), - и информацией, которая имеется в наличии у субъекта и может быть использована им для построе­ния целенаправленного поведения в данной ситуации (Ис), выра­жается формулой: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЕГО СИЛА И КАЧЕ­СТВО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬЮ И СПЕЦИФИ­КОЙ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ, А С ДРУГОЙ — РАЗНИЦЕЙ (РАЗРЫВОМ) МЕЖДУ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРОЙ СУБЪЕКТ РАСПОЛАГАЕТ В ДАННЫЙ МО­МЕНТ, И ИНФОРМАЦИЕЙ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИМЕЮ­ЩЕЙСЯ ПОТРЕБНОСТИ.