Параграф 6. Трудовая адаптация работников.

Сущность и структура трудовой адаптации. Процесс адаптации предполагает включение личности в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом человек имеет, определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними человек предъявляет требования к организации: к условиям труда, его оплате, содержанию и содержательности, к социальной среде.

С другой стороны организация имеет свои цели и задачи, сложившиеся социальные и профессиональные ценности и нормы, на основании которых организация предъявляет требования к профессиональным и личностным качествами характеристикам: к образованию, квалификации, производительности, дисциплине и т.д.

В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, называемый процессом трудовой адаптации, имеющий сложный, двусторонний характер.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий. На первой стадии - стадии ознакомления - работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения, традициях. Данный этап является наиболее важным, так как от содержания и качества, доступности информации, получаемой на данном этапе зависит успешность протекания всего процесса трудовой адаптации.

Вторая стадия - стадия приспособления. Переход к ней обусловлен началом переориентации работника. На данной стадии он признавая главные элементы новой среды, новой системы ценностей, сохраняет и многие прежние установки.

Третья стадия - стадия полной идентификации работника с новой средой. Идентификация предполагает отождествление личных целей с целями организации, полное принятие традиций и системы ценностей новой трудовой среды, овладение всеми необходимыми навыками, наличие сильной эмоциональной включенности в трудовой процесс.

В зависимости от количества стадий адаптации, которые смог пройти работник выделяют, три категории работников: безразличные, частично идентифицированные, полностью идентифицированные.

Принято выделять два вида адаптации:

n первичную адаптацию, предполагающую первое («премьерное») вхождение человека в постоянную трудовую деятельность;

n вторичную адаптацию, предполагающую включение работника, уже имеющего опыт работы в постоянной трудовой среде. Данная адаптация имеет место либо при трудовом перемещении работника (переход работника на новое трудовое место со сменой или без смены профессии, изменение выполняемых функций), либо при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов.

 

Трудовая адаптация имеет сложную структуру и объединяет психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.

Психофизиологическая адаптация представляет собой процесс освоения совокупности всех условий обстановки, необходимых для работника во время труда. В частности данная адаптация предполагает привыкание к саниатерно-гигиеническим условиям, трудовой позе, ритму работы, элементам оснащения рабочего места.

Социально-психологическая адаптация представляет собой включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь коллектива, участвует в ней, у него устанавливаются взаимоотношения с коллегами. Данный вид адаптации наиболее затруднен для воздействия со стороны руководителя, поскольку стадия ознакомления не может быть искусственно форсирована путем прямого инструктажа работника, что затрудняет последующие стадии приспособления и идентификации.

Профессиональная адаптация представляет собой освоение профессиональных навыков и умений, непосредственно составляющих содержание трудового процесса, развитие профессионально необходимых качеств.

Факторы трудовой адаптации.Двусторонность процесса трудовой адаптации обусловливает разделение всего многообразия факторов на две группы - личностные и производственные (см. рис. 2).

Демографические признаки сами по себе не являются социальными, но оказывая значительное влияние на протекание социальных процессов, приобретают социальное значение, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Один из наиболее активных факторов - возраст, так как он обусловливает качественные характеристики работника - стаж, образование, семейное положение. Как правило, работники в возрасте до 30 лет адаптируются проблематичнее.

Семейное положение влияет на процесс адаптации неоднозначно поскольку наличие семьи делает работника представителем малой социально-психологической группы со своими интересами, нормами, корректирующими его поведение. Отсутствие их с одной стороны позволяет работнику уделять профессиональной деятельности больше внимания, с другой - лишает человека жизненного равновесия, снижает уровень жизнеобеспечения.

Действие образования как факторов трудовой адаптации также не однозначно. С одной стороны, чем выше уровень образования тем быстрее и легче протекает профессиональная адаптация. Однако работники с высоким уровнем образования наименее социально психологически адаптированные работники. Это обусловлено тем, что уровень образования связан с уровнем притязаний, чем он выше тем уровень адаптации ниже. Полная же адаптация предполагает достижения высокого уровня во всех аспектах адаптации.

На все факторы личностной группы руководство не может оказывать непосредственного влияния, однако оно должно учитывать их при управлении трудовой адаптацией. Следовательно руководство должно иметь информацию о работнике, поступающем в новую для него трудовую среду.

Производственные факторы, находятся под непосредственным воздействием руководства предприятия. При этом их воздействие начинается до того как работник попадает в рабочую сферу.

 

 

Вопросы и задания

 

1. В чем сущность процесса трудовой адаптации?

2. почему трудовая адаптация имеет двоякий характер?

3. Назовите стадии трудовой адаптации? В чем их содержание ?

4. Охарактеризуйте разницу между первичной и вторичной трудовой адаптацией?

5. Приведите структуру трудовой адаптации ? Какая адаптация наиболее сложна для управления?

6. Охарактеризуйте личностные факторы адаптации. Все ли факторы оказывают однозначное влияние на процесс?

7. Охарактеризуйте производственные факторы адаптации?