Эволюция взглядов на конфликт

Конфликты в процессе труда.

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и, прежде всего — социологии и психологии. Она выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р.Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) — «Функции социальных конфликтов» (1956)[1].

В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Исследования в области социологии конфликта и, особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта и разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (Д. Скотт; Г. Боуэр; Г. Кельман, В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.).

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов[2]

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории предшествовал длительный период формирования и развития идей, сначала в рамках философии, а позднее - социологии, психологии и других наук. Поэтому, важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды.

1. Древнейшие времена. Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия людей, их поведения и поступков с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных мыслителей. Примерами могут служить сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» в греческой мифологии и библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем.

С древнейших времен люди пытаются решать возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном развитии общества. Возникновение государственности можно рассматривать и как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию (VI в. до н.э.), одному из первых китайских философов[3]. Его философские, в том числе и конфликтологические идеи развивались другими китайскими мыслителями на протяжении многих веков. Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных людей) и «малых людей» (простолюдинов). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведут к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей - выгода.

В рамках античной философии впервые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту, является всеобщим и универсальным способом развития. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни.

Конфликтам уделяли внимание также Платон и Аристотель (V – IV вв. до н.э.)[4]. Они полагали, что человек по природе своей существо общественное, заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на источники конфликтов, которые, по его мнению, состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей. А также в наглости, страхе, пренебрежении, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

2. Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Подтверждением этого является мысль Аврелия Августина (430—354 гг. н.э.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет собой вечную битву двух царств - Божьего и земного. Во многом схожи с взглядами Августина идеи Фомы Аквинского (1225—1274). Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии.

3. Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей в этот период на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода - Николая Коперника (1473—1572), Джордано Бруно (1548—1600), Николо Макиавелли (1469—1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты [5].

4. Новое время и эпоха Просвещения. На развитие конфликтотогических взглядов мыслителей этого периода оказали влияние социально-культурные условия и общественный уклад того времени (мощный экономический, культурный подъем европейских стран).

Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон выступали с резким осуждением смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Отличной от гуманистов точки зрения придерживались Джон Локк, Томас Гоббс, полагая, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие люди - только среда его обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей - война, в которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров[6].

5. Первая половина XIX века. До этого времени имело место эмпирическое восприятие конфликтов. И только в этот период начал проявляться по-настоящему научный подход к ним. На этом этапе развития конфликтологической мысли особую ценность представляют взгляды Иммануила Канта (1724 -1804), Георга Гегеля (1770 - 1831), Людвига Фейербаха (1804 - 1872) и др., которым были характерны глубокие философские рассуждения о самых острых социальных проблемах того времени: войны и мира[7].

6. Вторая половина XIX - начало XX века. Этот период занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблемам конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох. Важно отметить, что это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями - войнами, экономическими кризисами, социальными революциями; все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем. Наконец, в этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конто (1798—1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832-1920)[8].

Первоначальное формирование теории конфликта как определенной системы представлений о природе общества, его устройстве и развитии произошло под непосредственным влиянием работ Карла Маркса. Он считается предшественником современной конфликтологии. Работы Маркса исследовали диалектику развития общества и закономерного возникновения конфликтов. Полнота и глубина описания и анализа процессов классовой борьбы в обществе позволяют считать Маркса создателем «социологии классовой борьбы».

Другой классик, имя которого в истории развития философско-социологической традиции исследования конфликтов стоит рядом с Марксом, - немецкий философ Георг Зиммель (1858-1918)[9]. Подобно Марксу он полагал, что конфликт в обществе неизбежен, однако проявлял интерес к более широкому кругу разнообразных конфликтных явлений и считал одной из основных форм - конфликт между индивидом и обществом. Отличие социологии Зиммеля от представлений Маркса - это вера в позитивные возможности конфликта, в то, что конфликт может вести к социальной интеграции и усилению социальной сплоченности. Тем самым он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем. Именно он ввел термин «социология конфликта». Все это было изложено Зиммелем в 1908 г. в работе «Социология». Его по праву считают основоположником функциональной теории конфликта.

Следует отметить также работы немецкого теоретика Карла Клаузевица (1780 - 1831) «О войне», Питирима Сорокина (1889 - 1968) в области социологии, Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) и его учеников в области психологии.

Представители разных направлений науки единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности общества, потребность их внимательного исследования. Но все более очевидным оказывались несхожесть подходов отдельных мыслителей к конфликтам, серьезные расхождения между выдвигаемыми ими концепциями. И.Д. Мариновская, В.Л. Цветков предложили обобщенную схему классификации концептуальных источников формирования общей теории конфликта (Приложение 1).

Эмиль Дюркгейм - один из основоположников французской социологической школы - ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. В его трактате «О разделении общественного труда» (1893)[10] утверждалось, что конфликт - универсальное явление социальной жизни. Конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет двоякую роль - выступает симптомом социальных проблем и является одновременно средством восстановления социального равновесия.

В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов. Это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, предложить идею расчленения личности на три инстанции: «Оно», «Я» и «Сверх-Я»[11]. Его приверженцы чуть позднее перенесли центр внимания на межличностные отношения, на приспособление человека как индивида к социальной среде.

Свою лепту в этот период в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайловского, которые считали, что прогрессу служат не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.

Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Л.Б. Струве и др.). Они рассматривали крупномасштабный социальный конфликт как непременное условие разрешения социальных противоречий и приведения общества в новое качественное состояние.

Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин. Он подчеркивал, что конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека. К ним, безусловно, относятся и определенные черты национального характера, на которые обращал серьезное внимание философ и правовед Иван Ильин[12].

Таким образом, к началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов был четко определен. Конфликт признавался нормальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. В свою очередь конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил.

7. Новейшее время (XX - начало XXI в.). В первой половине XX в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) в работе «Структура социального действия» обосновал структурно-функциональную модель организации. Он считал, что нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Конфликт представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать.

Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют и управляются безупречно. Это обстоятельство заставляло усомниться в том, что какая-либо модель социальной системы способна обеспечить стабильный консенсус. Вместе с тем крепло понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты. В итоге с начала 50-х годов в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.

Первой по времени появления является концепция позитивно-функционального конфликта американского социолога Льюиса Козера, основы, которой он изложил в работе «Функции социального конфликта» (1956)[13]. Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они - продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами. Конфликты, по мнению Козера, выполняют важные функции; они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.

В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социализации индивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках.

Критического отношения к структурно-функциональному анализу - придерживаются некоторые западноевропейские ученые. Среди них выделяется немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929), предложивший концепцию конфликтной модели общества («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957)[14]. Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы из общественной жизни, это неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди - имеют возможность для регулирования конфликтов. Для этого важны по крайне мере три условия: во-первых, наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих; во-вторых, уровень организации сторон - чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; в-третьих, взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.

Еще одну достаточно известную концепцию, названную общей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг («Конфликт и защита: общая теория», 1963). Он также исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо. Вместе с тем утверждается, что конфликты возникают и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимы от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть. По Боулдингу, основу предотвращения конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей.

Отечественная наука пока отстает с концептуальной разработкой теории конфликтов. Исследование и разработка проблемы конфликтов в отечественной психологии имеет непростую историю. Для российской психологической науки всегда был характерен глубокий интерес к внутреннему миру человека, к духовному измерению и наиболее сущностным аспектам его существования.

Своеобразие ориентации отечественной психологии отражено в многочисленных трудах Л.С. Выготского, который считал главным - стремление к пониманию и описанию психологической феноменологии в контексте социального, культурного и исторического пространства существования личности.

Современные психологи возрождают интерес науки к внутреннему миру человека, критическим ситуациям его жизни, переживаемым им конфликтам и кризисам. Ф.Е. Василюк анализирует в своих работах содержание этих понятий и стоящих за ними явлений, а также предпринимает попытку показать их взаимосвязь в реальном существовании личности через влияние ее жизненного мира на способы восприятия и проживания критических ситуаций разного типа[15].

Исследования Л.А. Петровской посвящены понятийной схеме описания социально - психологических конфликтов. Предлагая схему, Л.А. Петровская выделяет четыре категориальные группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология[16].

А.Я. Анцуповым были предложены семь, а затем вместе с А.И. Шипиловым - одиннадцать групп понятий в психологическом анализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюция конфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.

Во всех современных концепциях конфликта содержится утверждение, что любые действия людей, включая и конфликтность, социальны, так или иначе связаны с социальной средой. Конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию только на основе глубокого уяснения природы общества и особенно человека, закономерностей социальных отношений.

Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, проявляются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии.