Несмотря на полную блокаду города, в Ленинграде осадное положение не вводилось, по-прежнему действовал режим военного положения, хотя и с некоторыми элементами осадного.

Это нашло отражение в организации внутренней обороны города (ВОГ). На УНКВД Ленинграда возлагались дополнительные задачи по подготовке выделенных оборонительных рубежей внутри города, обучению личного состава тактике борьбы с авиадесантами и ведение уличных боев. По плану ВОГ личный состав подразделений милиции был сведен в стрелковую дивизию, но продолжал нести службу по своим штатным должностям. Такая же дивизия была сформирована и из сотрудников пожарной охраны. Только с момента объявления сбора все категории сотрудников милиции и пожарной охраны прибывали в подразделения своих дивизий. .

В соответствии с решением СНК СССР от 23 января 1942 г. о выявлении безнадзорных детей и размещении их в приемниках-распределителях НКВД, правоохранительные органы и, прежде всего, милиция усилили работу по этой линии. В отделе служебной и боевой подготовки Управления милиции Ленинграда формируется «детская группа» по розыску детей и родителей, которая за два года войны разыскала 1.867 родителей и 2.250 детей.

Ленгорисполком своим решением «О мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью» предписал создать 17 новых детских домов во всех районах города, а также приемники-распределители на 100-150 коек. Кроме того, были организованы комиссии по борьбе с детской безнадзорностью, в состав которой обязательно входили сотрудники милиции.

В апреле 1943 года было учреждено «Положение о комиссиях по устройству детей, оставшихся без родителей». В обязанности этой комиссии входило предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, охрана прав несовершеннолетних и трудоустройство подростков.

Указ ПВС СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий» установил, что рабочие и служащие предприятий военной промышленности являются на период войны мобилизованными и закрепленными за ними для постоянной работы. Самовольный уход рабочих и служащих с этих предприятий квалифицировался как дезертирство.

В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности, ПВС СССР указом от 13 февраля 1942 года на период военного времени ввел мобилизацию трудоспособного городского населения. Уклонение от мобилизации влекло уголовную ответственность.

С первых месяцев войны в Ленинград, вместе с отступающей из Прибалтики и Северо-Западных областей армией, устремились толпы беженцев, а среди них шпионы и дезертиры, что потребовало усиленного режима в проверке документов. И уже 29 июля 1941 года Управление НКВД Ленинграда и области своим приказом «Об усилении борьбы с дезертирством и проверки документов» предписывало городским и районным органам, привлекая весь оперативный и строевой состав, систематизировать проверки документов и повысить бдительность: «…добиваясь устранения веских сомнений в личности проверяемого…».

Начальнику отдела уголовного розыска Управления милиции прямо указывалось: «… совместно с представителями комендантского Управления организовывать облавы в общественных местах с поголовной проверкой документов и задержанием беспаспортных граждан и военнослужащих, не имеющих необходимых документов…». При задержании указанных лиц привлекать к уголовной ответственности вместе с укрывателями и пособниками, применяя к ним ст.17 или ч.1 и ч.3 ст.192-а УК РСФСР.

16 января 1942 года ГКО принял постановление «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учета». Наряду с этим постановлением были изданы приказы: НКВД СССР от 24 января 1942 г. и УНКВД на местах, которые предписывали выявлять лиц, уклоняющихся от призыва и мобилизации, во всех населенных пунктах, а за уклонение от воинского учета привлекать виновных к ответственности по ст.193 п.10 УК РСФСР.

Вооруженные дезертиры, как правило, были участниками различных банд и серьезно осложняли оперативную обстановку в тылу войск Красной Армии. СНК СССР своим постановлением от 30 мая 1942 года прямо указал, что дезертиры, уличенные в грабежах, вооруженных налетах и контрреволюционной деятельности, привлекаются к уголовной ответственности за бандитизм, а члены их семей подлежат ссылке на 5 лет в отдаленные местности страны. Так, в Ленинграде за 1942 год было зарегистрировано 645 преступлений по ст.59-3 УК РСФСР (бандитизм) при 77% раскрываемости и 122 вооруженных ограблений (ст. 167 ч.3 УК РСФСР) при 75,5% раскрываемости. С этими видами преступности удалось справиться только к концу блокады.

Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел была беспощадная борьба с хищениями продовольствия. Правительство несколько запоздало с введением нормирования продовольствия и только 18 июля 1941 года Совнарком СССР принял постановление «О введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородах Московской и Ленинградской областей».

На протяжении всей блокады Ленинграда милиция вела неустанную борьбу с хищением продовольствия, кражами карточек и хлеба «на рывок», со всеми попытками подделки продовольственных и промтоварных карточек. Так, в октябре 1943 г. была вскрыта отделом БХСС и ликвидирована хищническая группировка Зенкевича из 10 человек, которая по фальшивым карточкам за время своего существования смогла похитить более 4 т хлеба, 66 кг сахара, 851 кг мяса и других продуктов, а также золота, денег и оружия. И это в городе, где одна украденная буханка хлеба лишала 6-8 человек суточного пайка. За период самого неблагополучного 1942 года было совершено около 10 тыс. гос. краж при 83,7% раскрываемости, а прочих краж свыше 12 тыс. при раскрываемости в 69%.

Надо отметить, что задачи НКВД и милиции в частности в течение войны расширялись, конкретизировались и, как правило, их объем только увеличивался. Для их выполнения уже на второй день войны распоряжением наркома часть оперативного и инспекторского состава была переведена на казарменное положение, устанавливался 12-ти часовый рабочий день, отменялись ежегодные отпуска, принимались меры к укреплению групп содействия милиции и расширения агентурной сети.

Борьба со спекуляцией и хищениями продовольствия велась повсеместно. В 1942 - 1943 гг., например, в Омской области были привлечены к уголовной ответственности несколько тысяч спекулянтов и расхитителей социалистической собственности. У спекулянтов было изъято и возвращено государству более 3 млн. рублей. В Московской области в сентябре 1941 года 3-м отделением БХСС был вскрыт ряд дел по обвинению торговцев и других в расхищении социалистической собственности.

Во фронтовых городах к преступникам – мародерам применялись самые строгие меры. Так, в соответствии с решением Сталинградского городского комитета обороны и приказом начальника гарнизона они расстреливались на месте без суда и следствия.

В годы войны органы НКВД и, прежде всего, милиция продолжали выполнять свои основные задачи по обеспечению общественного порядка. Особо следует подчеркнуть, что в это чрезвычайное время органы внутренних дел должны были руководствоваться постановлениями ГКО и СНК, Военного совета фронта и округов, местных советских органов, приказами НКВД СССР, УНКВД и начальников (комендантов) военных гарнизонов. Это требовало не только четкого согласования, но и жесткой регламентации.

Война потребовала максимума организованности и дисциплины на всех участках государственной и народно-хозяйственной жизни. Следовательно, большое внимание в эти годы уделялось обеспечению общественного порядка и государственной безопасности, вопросам укрепления дисциплины и правопорядка во всех звеньях государственного управления, повышению организованности и дисциплинированности всех людей. Необходимо было усилить работу по пресечению всех видов преступлений, и особенно наносящих непосредственный ущерб обороне.