Факторы, влияющие на межличностную аттракцию

1. Внешние

1.1.Аффилиация – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили.

1.2. Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Это состояние можно описать словами – «сегодня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или обозленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют (он их не видит), либо на них переносится его плохое настроение (они его раздражают, досаждают и т. п.). Таким образом, то, как мы относимся к другим как они – как нам кажется – относятся к нам, может быть лишь частью нашего эмоционально состояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды: политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка и многое другое.

1.3. Пространственная близость – еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

2. Внутренние

2.1. Физическая привлекательность – нам нравятся красивые люди. Разумеется, взгляды на красоту субъективны, но не менее мы воспринимаем ее как важный элемент установления и развития межличностных отношений.

2.2. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких. В одном исследовании испытуемых просили описать черты человека, которого не любят. В полученных описаниях были выделены следующие три группы определённых качеств.

В одном исследовании испытуемых просили описать черты человека, которого не любят. В полученных описаниях были выделены следующие три группы определённых качеств. Во-первых, – самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. С таким человеком неприятно иметь дело, потому что он больше думает о себе, чем о ком-либо еще. При взаимодействии с ним вы чувствуете отсутствие интереса к себе, к вашему мнению, вашим идеям; результатом этого может стать снижение самоуважения. Во-вторых – догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречигь своему собеседнику. Отчасти такие люди напоминают первый тип – их меньше интересуют чувства и взгляды других людей, чем желание проявить свою волю ними. Подобное оскорбительное поведение может вызвать несколько вариантов ответных реакций: встречное оскорбление; пассивное сопротивление в форме молчаливого протеста; вынужденное подчинение, при котором сохраняется или даже усиливается негативное отношение к такому человеку. В-третьих – двуличность, неискренность при общении с таким человеком возникает ощущение опасности («чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?»), чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях.

2.3. Сходство

2.4. Важнейшей внутренней детерминантой межличностной аттракции является выражение личного отношения к партнеру в ходе общения. Еще Аристотель писал, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные.

 

 

Приложение 6

СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЮ
ПО СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Установите ясные цели – цель должна быть вызовом, а критерии ее достижения – выполнимыми. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.

2. Начинайте с малого – «большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идее, в которых они могут разобраться.

3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Причастность вырастает на основе подлинного понимания. Достижение согласия требует немалого времени.

4. Создайте реальный график преобразований. «Москва не сразу строилась» Иногда научиться означает от чего отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.

5. Советуйтесь часто искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив.

6. Свяжите создание коллектива с организационной работой. Разработайте новую структуру, положения и инструкции. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует дополнительной работы. Для создания коллектива используйте регулярные и обычные задания.

7. Смело встречайте сложные проблемы Не кладите сложные вопросы «под сукно2, старайтесь решать их в первую очередь. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в дипломатию, то дискредитируете свои усилия.

8. Поощряйте открытость и искренность. С предрассудками и ошибочными взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссию и оппонентов.

9. Не вызывайте ложных надежд. Обещать легче всего, сложно выполнять. Невыполнимые обещания дисредитируют Вас.

10. Если нужно, перестройте свою работу. Создание коллектива может увеличить объём вашей работы, методы принятия решения и стиль руководства.

11. Никогда не пасуйте перед трудностями. Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения.

12. Лучше быть дипломатом, чем автократом. Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются. «Вы можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить пить».

13. Подумайте о карьере своих сотрудников. Люди любят сами быть участниками процесса принятия решений. Отдельные сотрудники могут перерасти свои нынешние функции, и надо их вовремя продвинуть.

14. Поощряйте творческую инициативу. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующая система и методы могут оказаться спорными.

15. Делегируйте полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование полномочий обычно означает развитие.

16. Принимайте помощь извне, если это необходимо. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Человек извне скорее окажется беспристрастным.

17. Учитесь на ошибках. «Опыт – это сумма накопленных ошибок» Признайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что Вам могут дать коллеги. Дела говорят сами за себя.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Зайналабидов М.С.Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. – М.: ЭкономистЪ, 2006.

3. Кнышева Е.Н. Менеджмент. М.: ИНФРА – М, 2006.

4. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

6. Теория управления. Под редакцией д.э.н. Ю.В. Васильева, д.э.н. В.Н. Парахина, д.э.н. Л.И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2005.