Основные характеристики подчиненных

О. С. Виханский и А. И. Наумов (1995) выделяют четыре типа поведения человека в организации, в зависимости от восприятия им собственного опыта и особенностей адаптации личности к условиям и требованиям организационного окружения. Люди ведут себя в одной и той же среде по-разному. Условно можно определить две степени свободы, определяющие построение поведения индивида на работе. Это принятие или неприятие существующих в организации форм и норм поведения и принятие или неприятие целей и философии организации. В зависимости оттого, в какой комбинации сочетаются эти главные со­ставляющие, формируются четыре типа поведения.

Типы поведения человека в организации

Отношение к ценностям организации         Отношение к нормам поведения в организации  
    приемлет не приемлет
   
Разделяет       1. Преданный и дисциплинированный член организации     3. "Оригинал"  
Не разделяет   2. "Приспособленец"     4."Бунтарь"  
         

Первый тип – человек полностью принимает ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне стремится быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью, в соответствии с принятыми в организации нормами поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей, а также от того, насколько верно определено содержание его роли. Данный тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.

Второй тип – человек не разделяет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя всем нормам и формам поведения, принятым в ней. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как хотя он является хорошим и исполнительным работником, тем не менее способен в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить ее интересам, но соответствовать его собственным. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке, чтобы добиться повышения заработной платы.

Третий тип – человек разделяет ценности организации, но не существующие в ней нормы поведения. Это может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Сотрудник вылит оригиналом. Однако если организация может себе позволить отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и дать им свободу в выборе форм поведения, такие люди способны найти свое место в компании и приносить ей пользу.

Четвертый тип – человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем, и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь компании и даже наносят ей большой ущерб.