Типы собеседников
Основными критериями, в соответствии с которыми составлена предлагаемая ниже классификация типов собеседников, являются: откровенность и искренность собеседника, владение приёмами общения с другими участниками беседы (переговоров); заинтересованность в теме и успехе беседы (деловых переговоров). Выделяют следующие типы: вздорный человек «нигилист», позитивный, всезнайка, болтун, трусишка, хладнокровный неприступный собеседник, незаинтересованный собеседник, «важная птица», почемучка.
1. Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбуждён. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не соглашались с его тезисами и утверждениями.
2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника. Добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
- вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;
- следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с позитивным подходом в данной беседе;
- в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа;
- в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.
3. Всезнайка. Этот думает, что он всё знает наилучшим образом. Обо всем у него есть своё мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил:
- посадить его рядом с ведущим переговоры;
- время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
- попросить ему, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;
- дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;
- при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и высказать свою точку зрения;
- иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые, в случае необходимости, может ответить тот, кто ведёт переговоры.
4. Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимание на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относится:
- как и «всезнайку» посадить поближе к ведущему переговоры или около другой авторитетной личности;
- когда он начнёт отклоняться в сторону его нужно с максимум такта остановить;
- когда он отойдёт от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;
- спросить поименно участников переговоров, каково их мнение;
- в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;
- следить, чтобы он не переворачивал проблемы с «ног на голову» затем, чтобы только посмотреть на них под новым углом зрения.
5. Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:
- задавать ему лёгкие информационные вопросы;
- ободрить, чтобы он развил своё замечание или вставленное слово в ряд предложений;
- помогать ему формулировать мысли;
- решительно пресекать любые попытки насмешек над ним;
- применять ободряющие формулировки, типа: «Всем бы хотелось услышать и ваше мнение»;
- специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать это свысока.
6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной беседы, так как всё это кажется ему недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
- заинтересовать его в обмене опытом;
- спросить его: «Кажется Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно нам всем было интересно узнать почему»;
- в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема переговоров его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» все переговоры. Поэтому необходимо:
- задавать ему вопросы информационного характера;
- придать теме беседы интересную и привлекательную форму;
- задавать ему стимулирующие вопросы;
- попытаться выяснить, что интересует лично его.
8. «Важная птица». Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он ведёт себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенным элементом вашей позиции по отношению к такому собеседнику является следующее:
- нельзя позволять разыгрывать гостя в беседе;
- нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправие с остальными участниками переговоров положение;
- не допускать никакой критики в адрес присутствующих руководителей и других лиц;
- всегда чётко понимать, что речь идёт только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данных переговоров;
- очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да…но».
9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы, не зависимо от того, имеют они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от нетерпения спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в ходе переговоров? Здесь может помочь следующее:
- все его вопросы, относящиеся к теме переговоров, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому;
- на вопросы информационного характера отвечать сразу;
- сразу признать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.