Пара колесная
Назначение
Пара колесная предназначена нести весовые нагрузки всех узлов электровоза, направлять движение электровоза по рельсовому пути, передавать силу тяги, развиваемую электровозом, и тормозную силу при торможении, воспринимать статические и динамические нагрузки, возникающие между рельсом и колесом и преобразовывать вращающий момент тягового двигателя в поступательное движение электровоза.
Техническая характеристика
Номинальный диаметр по кругу катания, мм ............................................... 1250
Расстояние между внутренними торцами бандажей, мм............................. 1440
Ширина бандажа, мм ......................................................................................... 140
Толщина нового бандажа по кругу катания, мм................................................ 90
Толщина изношенного бандажа по кругу катания, мм, не менее ................... 45
Устройство
Пара колесная в соответствии с рисунком 7, состоит из оси 3 с зубчатыми колесами 5, ходовых колес, состоящих из колесных центров 1, бандажей 2, бандажных колец 4.
Ось колесной пары - кованая из специальной осевой стали. Для монтажа на ней колес и букс имеются специально обработанные участки: буксовые, предподступичные, подступичные шейки и моторноосевые шейки. Все поверхности оси, за исключением торцов, подвергнуты шлифовке и упрочняющей накатке роликом. На буксовых шейках имеется резьба M l70x3-6g для гаек, закрепляющих приставные кольца роликовых подшипников. На торцах оси выполнено по два отверстия М16-6Н для крепления планок, предохраняющих гайки от ослабления и отвинчивания. После окончательной механической обработки ось подвергается неразрушающему контролю на отсутствие поверхностных и внутренних дефектов.
Колесные центры 1 коробчатого сечения отлиты из стали 20Л или 25Л. На удлиненные ступицы центров напрессованы горячим способом зубчатые колеса.
Бандаж 2 изготавливается из специальной стали по ГОСТ 398. Черновые размеры его выполняются по ГОСТ 3225. Профиль бандажа изготавливается по ГОСТ 11018 и инструкции №ЦТ/329. Правильность профиля проверяется специальным шаблоном. Бандаж посажен на обод колесного центра в горячем состоянии. Перед посадкой бандаж подвергается неразрушающему контролю на отсутствие трещин. Для предупреждения сползания с колесного центра бандаж стопорится бандажным кольцом 4 из стали специального профиля. Собранное колесо напрессовывается на ось усилием 1040 кН... 1490 кН (1 Об тс... 152 тс). Формирование пар колесных производится в соответствии с инструкцией №ЦТ/329.
Техническая характеристика зубчатой передачи
Зубчатое колесо Шестерня
Модуль нормальный, мм.................................................... 10.............................. 10
Число зубьев........................................................................ 88.............................. 21
Степень точности по
ГОСТ 1643-81, не ниже..................................................... 8-А........................... 8-А
Межцентровое расстояние, мм......................................... 604.......................... 604
Углы наклона зубьев.................................................... 24°37'12"................... 24°34'
Толщина зуба по постоянной хорде, мм........................ 14,58........................ 16,1 б
Теоретическая высота установки зубомера, мм ............ 8,21.......................... 10,5
Просвет между кожухом и шестерней,
кожухом и колесом, не менее, мм....................................... 7................................ 7
Просвет обеспечивается шайбами, поставленными между кожухом и остовом двигателя в местах болтового крепления кожуха к остову.
Зубчатая передача жесткая двухсторонняя, косозубая. Состоит зубчатая передача из двух шестерен и двух зубчатых колес, попарно заключенных в защитный кожух.
Шестерни посажены в горячем состоянии на конические концы вала якоря тягового двигателя с натягом 0,22.. .0,26 мм.
Зубчатые колеса напрессованы на удлиненные ступицы колесных центров горячим способом с натягом в пределах 0,25...0,33 мм.
Шестерни изготовлены из поковок легированной стали 20ХНЗА с последующей цементацией и закалкой поверхности зубьев по контуру до твердости 56...61 Нк.Сэ.
Зубчатое колесо изготовлено по специальным ТУ из стали 55Ф и имеет твердость поверхности зубьев 48...54 НШСэ.
При применении на электровозе опирания тяговых двигателей на ось через подшипники качения на колесную пару в соответствии с рисунком 6.7а:
- устанавливаются два сферических подшипника 3003148АМН 3 с корпусами 2;
- на каждое ходовое колесо напрессовываются лабиринтные кольца 1;
- пара колесная к остову тягового двигателя крепится болтами через крышку 4. В корпусах 2:
- предусмотрены дренажные отверстия для удаления отработавшей смазки и резьбовые отверстия для пополнения подшипников свежей смазкой;
- имеются расточки для установки круглых шпонок фиксирующих положение корпусов в определенном положении.
Рис.6 Подвеска тягового электродвигателя.