Планирование работы менеджера

Концепции лидерства

1. Ранние традиционные концепции лидерства предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения.Ральф Стогдилд и Ричард Манн попытались обобщить различные теории о лидерстве. В 1959 г. они попытались создать единую концепцию, но не смогли в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения выделить единые.

2. Подходы, основанныена ситуационном лидерстве, предлагали объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание лидера как личность: континуум лидерского поведения Танненбаум-Шмидт; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда; модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла; модель ситуационного лидерства Стинсона–Джонсона; ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго.

Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного поведения. Новые подходы концентрируются на способности лидера создавать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей: концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход; концепция харизматического лидерства; концепция преобразующего лидерства (реформаторского).

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое «лидерство»?

2. Почему менеджера можно назвать «формальным лидером»?

3. Укажите типы лидерства.

4. Что такое деловое лидерство?

5. Когда возникает эмоциональное лидерство?

6. Кто такой ситуационный лидер?

7. Назовите модели лидерства.

8. Охарактеризуйте модель лидерства «один из нас».

9. Охарактеризуйте модель лидерства «лучший из нас».

10. Как Вы можете охарактеризовать лидера «воплощение добродетели»?

11. Укажите черты лидерства «оправдание ожидания».

12. Какие черты характеризуют лидера?

13. Что такое влияние?

14. Укажите виды влияния.

15. Дайте характеристику понятию «власть».

16. Что такое «баланс власти»?

17. Укажите формы власти.

18. Как можно охарактеризовать форму власти «власть, основанная на принуждении».

19. Чем характеризуется «власть, основанная на вознаграждении».

20. Когда руководитель обладает «экспертной властью»?

21. Охарактеризуйте «эталонную власть».

22. Чем законная власть отличается от остальных форм власти?


РАЗДЕЛ 8. САМОМЕНЕДЖМЕНТ

Самоменеджмент, или организация личной работы руководителя, представляет собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике.

Его цели – оптимальное использование времени и своих возможностей, сознательное управление течением жизни и преодоление внешних обстоятельств.

 

 


Рис. 30. Кольцо «самоменеджмента»

 

При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Это процесс можно представить как кольцо самоменеджмента, наглядно демонстрирующее связи между отдельными функциями.

Во внешнем круге обозначено пять функций:

- постановка целей;

- планирование;

- определение приоритетов по предстоящим делам;

- составление распорядка дня и организация трудового процесса;

- самоконтроль и корректировка целей.

Во внутреннем круге самоменджмента расположена объединяющая функция – работа с информацией.

Первая функция – постановка целей. Каждый менеджер должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности в том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формирует конечный результат. Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз:

1. Определение целей и дифференциация их по следующим временным критериям:

- долгосрочных жизненных целей (личных и профессиональных);

- среднесрочных целей (на ближайшие 5 лет);

- краткосрочных целей (на ближайшие 12 месяцев).

2. Определение личных ресурсов для достижения целей, для чего необходимо: определить личный потенциал, возможности; перечислить свои слабые стороны, составить перечень неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков; выделить 2–3 важнейших достоинства и недостатка.

3. Проведение анализ «цель-средство», в ходе которого необходимые для достижения целей ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с реальной ситуацией. Для этого нужно обратиться к составленной «инвентарной описи» целей и выбрать 3–4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего ещё нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей.

4. Формулирование конкретных целей (обязательно должны быть указаны сроки и желаемые результаты).

Следующая функция самоменеджмента – планирование личного времени менеджера. Рекомендуется примерно 1% планового периода расходовать на планирование.

Существуют следующие правила планирования:

- охватить планом лишь 60% рабочего дня, оставляя 20% на решение непредвиденных проблем и 20% – на творческую деятельность, в том числе на повышение квалификации;

- тщательно документировать расход времени, чтобы иметь о нём чёткое представление;

- всегда доводить до конца начатое дело;

- планировать только такой объём задач, с которым можно реально справиться;

- обеспечить гибкость планов;

- фиксировать в планах не только действия, но и ожидаемые результат;

- установить точные сроки и временные нормы для выполнения дел;

- отличить важное от срочного и избегать тирании срочных дел;

- постоянно пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной и своевременной реализации дел;

- планировать использование личного времени;

- резервировать большие непрерывные периоды времени на решение крупных задач и короткие – для мелких вопросов;

- следить, чтобы на непродуктивную деятельность уходило как можно меньше времени;

- стараться планировать альтернативно и искать лучший вариант;

- согласовывать свои планы с коллегами.

Планы составляются на год, полгода, месяц, последний план составляется дневной план, который ставится на основе недельного плана. В нём устанавливается, какие дела должны быть выполнены в течение дня, причем к ранее запланированным прибавляются непродуманные.

Далее следует реализация менеджером разработанных планов.

Рациональная организация труда руководителя предполагает определение приоритетов в выполнении дел. При этом следует учитывать принцип, который сформулировал итальянский экономист В. Парето (1848 – 1923). Все дела менеджера можно разделить на три группы:

- важнейшие дела (категория А) составляют 15% от общего числа дел, а их значимость составляет 65% (около 3 часов);

- менее важные дела (категория В) – около 20% от их общего числа, их значимость составляет 20% (около 1 часа);

- несущественные дела (категория С) – 65% , значимость 15% от обще6й значимости дел (около 45 мин.).

Надо оценить задачи категории В и С, с точки зрения возможности их делегировать.

Важное значение для результативности управленческой деятельности имеет рациональная с точки зрения расхода времени организация трудового процесса менеджера. Это требует условного деления его рабочего дня на 3 части.

Следует учитывать, что работоспособность человека подвержена определённым колебаниям.

- к фазам высшей активности примыкают двухчасовые паузы, во время которых организм человека работает в «щадящем» режиме;

- пик работоспособности приходится на первую половину дня, и поэтому задачи категории А следует выполнять в начале дня;

- после обеда, когда наступает спад продуктивности, нужно использовать этот период для социальных контактов и рутинной деятельности (задачи категории С), после чего следует приступить к задачам категории В.

Следует учитывать индивидуальную работоспособность. Рекомендуется также в соответствии с колебаниями работоспособности чередовать напряженную, ответственную деятельность с менее важной и ненапряженной.

Следует знать и недельные биоритмы: первые дни недели – период врабатываемости; середина недели – период наивысшей производительности; последние дни недели – период снижения работоспособности.

Последней функцией самоменеджмента является самоконтроль, благодаря которому определяется, были им выполнены запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы. Для осуществления контроля рекомендуется регулярно проверять свои планы и организацию труда. Самоконтроль включает в себя анализ затрат времени и рассматривается как средство развития личности и продуктивной работы. Виктор Гюго сказал: «Тот, кто каждое утро планирует свои дела на предстоящий день, и следует намеченному плану, имеет путеводную нить, которая проведет его по лабиринту запутанной и загруженной работой жизни». Самоконтроль планирование и системный подход к использованию времени – вот секрет успеха в делах.

Составьте список поглотителей времени. Проанализируйте и сделайте выводы. Какие можно убрать, что объединить? Вот несколько рекомендаций самоменеджмента:

1. В конце дня заполните пять наиболее важных дел на завтра.

2. Пронумеруйте их по степени важности.

3. Не переживайте, если не выполнили все пять.

4. Завтра начинайте с завершения невыполненных дел, даже если они очень трудные и неприятные.

5. Хорошее состояние здоровья необходимо для прилива энергии, обновления и интереса к работе.

6. Всего несколько минут физической нагрузки (ходьба, бег га месте, а также расслабление, переключение внимания, аутотренинг) могут поддержать вас в прекрасной физической форме.

7. Отводите хотя бы 20 минут самосовершенствованию, через полгода вы будете поражены, насколько возрос уровень развития и интеллектуальный потенциал.

8. Записывайте каждый день пять новых мыслей, которые придут вам в голову и если это вошло в привычку. Вы станете генератором идей.

9. Планируйте. Каждый день заглядывайте в план самосовершенствования. Анализируйте и лучше записывайте изменения.

10. Если вы ведёте дневник, то очень скоро увидите собственные изменения.

11. Используйте своё подсознание. Пользуйтесь положительными утверждениями и вы обнаружите, что они станут вашей неотъемлемой частью.

12. Создавайте свой имидж. Мысленно представьте себе образ того человека, которым хотите стать. Делайте это несколько раз в день, а затем поступайте так, как будто вы и есть тот человек. Скоро вы станете личностью, привлекающей к себе симпатии людей.