Черты лидера
Модели лидерства
Окружающие обычно воспринимают лидера по четырём моделям.
1. «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, страдает: жизнь приносит ему радости и неприятности.
2. «Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы и как человек и как профессионал. Подчинённые стремятся подражать такому лидеру.
3. «Воплощение добродетели». Имеется в виду, что лидер является носителем норм морали. Он разделяет с группой её социальные ценности и готов их отстаивать.
4. «Оправдание ожиданий». В этой модели предполагается, что поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, т.е. лидер всегда должен быть верен своему слову и не допускать отклонения от курса поведения, одобренного группой.
Выявление лиц с прирождёнными или сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия руководящих постов может исходить как из тезиса „лидерами не рождаются”, так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров, включая и переманивание лидеров.
Среди методов выявления лидерских способностей психологи выделяют следующие:
- тестирование;
- изучение биографии и трудового стажа;
- подбор уже проявивших свои лидерские качества людей;
- отслеживание студенческой среды с выявлением лидеров и оказанием им финансовой поддержки со стороны крупнейших корпораций.
В числе основных признаков лидерских способностей руководителям и работникам кадровых служб предлагается рассматривать следующие:
1. Непрерывное самосовершенствование – проявляется в активном чтении познавательной литературы, любознательности (человек задаёт множество вопросов, не исключая попыток самостоятельно найти ответы на них). Если человек не стремится к совершенствованию сам, то ему трудно будет побудить к этому других.
2. Ориентация на служению другим – проявляется в стремлении помогать людям независимо от того, как такой человек зарабатывает себе на жизнь.
3. Излучение положительной энергии– проявляется в естественной, а не демонстрируемой доброжелательности и уклонении от восприятия отрицательных эмоций и конфликтов.
4. Вера в других– проявляется в умении видеть ценность, доброту и потенциальные возможности других людей. Однако здесь существует опасность переоценки положительных качеств человека, свойственная людям, не умеющим читать других.
5. Рациональное распределение времени и усилий – проявляется в умении оптимально распределить себя между жизнью в бизнесе и личной жизнью, т.е. между работой, домом и обществом.
6. Внутренняя уверенность в себе – проявляется в оптимизме, восприятии жизни как приключении, умении взглянуть на возникающие события по-новому.
7. Самокритичность– проявляется в терпимости, признании заслуг других и их равного права на самовыражение. Самокритичный человек является антиподом руководителю, живущему по принципу: „есть два мнения: одно моё, другое – глупое”. Для человека, наделённого самокритичностью, свойственно признание того, что его позиция не является единственно правильной и он готов рассматривать новые альтернативы как привлекательные, а не угрожающее ему.
8. Забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
Развитие лидерства – целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков.