Лидерство

Авторитет.

Авторитетэто заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчинённых, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям

Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление и повышающий его эффективность.Авторитет может быть официальным и реальным.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой им должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:

- официальный авторитет,определённый занимаемой должностью (должностной статус);

- реальный авторитетфактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчинённые относятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям;

Приёмы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приёмы формирования авторитета не приводят к успеху: в результате этого появляется мнимый, или ложный авторитет (псевдоавторитет):

- авторитет расстояния.Руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он находится «подальше» от подчинённых и держится с ними официально;

- авторитет доброты. «Всегда быть добрым» – таков девиз такого типа руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает так, что добрый руководитель оказывает подчинённому медвежью услугу;

- авторитет педантизма.В этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчинёнными, тем самым сковывая их творчество и инициативу;

- авторитет чванства.Руководитель высокомерен, гордится своими бывшими или мнимыми нынешними заслугами и везде старается их подчеркнуть. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

- авторитет подавления.Менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчинённых. Он ошибочно полагает, что такие приёмы укрепят его авторитет. В конечном счёте, это лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность.

7.4.2..Стиль руководства может быть авторитарный, демократический, либеральный, смешанный.

7.4.3.Поведение в обществе предполагает соблюдение менеджером общественных норм, деловой и нравственный этикет.

7.4.4. Образ жизни

7.4.5.Имидж. В переводе с английского имидж – это образ, визуальная привлекательность личности. Имиджем руководителя называется образное представление о нём, сложившееся в представлении общества. Имидж – это комплекс внешних и внутренних качеств, ставших достоянием общественности.

Специфика деятельности руководителя заключается в постоянном общении с людьми, поэтому одна из важнейших задач руководителя – научится оставлять о себе хорошее впечатление, формировать собственный имидж.

Имидж близко к известному греческому слову «харизма», в которое древние греки вкладывали значение: одарённость, святость, мудрость. Руководители, наделённые харизмой, обычно называются харизматическими личностями и имеют следующие поведенческие характеристики:

Внешний вид внушительная внешность, привлекательны, завидная осанка, прекрасно держится.

Независимое поведение полагаются в основном на себя, хотя во многом доверяют другим людям.

Речевые способностириторические навыки, жестикуляция, телодвижения.

Достойные манеры –способы держаться с полным осознанием своей значимости, но без личной надменности.

Достойная реакция (спокойная) на похвалу и критику.

Суггестенция имиджа – свойство и умение человека влиять на других людей. Оно проявляется как безотчётно, так и с помощью специальных приёмов. Главными составляющими суггестенции имиджа являются уверенность в себе и позитивная энергетика.

Уверенность в себе является следствием нашей самооценки, т.е. ощущением того, как мы выглядим в глазах других лиц.

Энергетика – это психическая сила, способность человека реализовать свои возможности, в том числе и силы влияния. Энергетика может быть позитивной и негативной (нацеленной на подавление объекта взаимодействия. Позитивная энергетика направлена на побуждение к морально одобренным действиям. Энергетика человека накапливается и формируется у него в психике. В процессе взаимодействия энергетика передаётся другим людям с помощью самых различных приёмов (поведенческих). Активизирующую роль в передаче энергетики играют

1. Внешний вид.

2. Манера одеваться.

3. Интраверт-экстраверт.

4. Взгляд.

5. Голос и речь.

6. Навыки делового общения.

Внешний вид – это конституция: рост, вес, телосложения. В психологии выделяют атлетиков (с развитой мускулатурой), мозговиков (худосочных), желудочников (с чрезмерным торсом) и диспластиков (с непропорциональными размерами тела, уроды). Низкорослые упорным трудом по развитию интеллекта нередко добиваются удивительных успехов.

Дальнейшим излучателем положительной энергетики являются лицо человека (с гармонично развитыми компонентами: лоб, нос, брови, уши, глаза). Наибольшей суггестенцией обладают лица в виде слегка вытянутого треугольника.

Голос и речь.

Из области практической риторики по голосу люди делятся на три категории: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать.

Если голос звучен и достаточно громок – это свидетельствует об уверенности говорящего в себе. На шкале звучности голоса располагается весь спектр уверенности человека, а, следовательно, и его образ как мнение о нём в сердцах слушающих.

Властная натура, развивая в своём голосе раскатистость и железный оттенок, отличается сильным резонансом.

Тембр голоса и его окраска. Она придаёт голосу уникальную звучность, являясь причиной того, что в мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково. По тембру люди хорошо понимают, с какими намерениями к ним обращаются.

Мимика и жесты – степень уверенности в себе, наполненность личности, плюс энергия отражается во всех телодвижениях: походке, позе, мимике, жестах.

Деловой этикет – форма делового общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся ситуациях. Знание делового этикета способствует овладению мастерства взаимных отношений, исходящих из принципов и норм деловой этики.

Составляющими частями имиджа являются привлекательный внешний вид, умение вести себя в обществе, представлять себя и свою работу путём организации презентации, связей с прессой; и конечно, менеджер должен быть лидером для своих подчинённых.