Методы оптимизации управленческих решений

5.4.1. Метод математического моделирования.

1. Этот метод применяется в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ей решения.

5.4.2.Метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок применяется в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддаётся формализации и не может быть решена математическими методами. Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.

Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу.

Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, применяемые для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами. Наиболее эффективно применение методов экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

5.4.3.Мозговой штурм

В процессе решения управленческих задач достаточно часто применяется метод "мозгового штурма". В отличие от используемых в работе традиционных совещаний по решению проблем, метод "мозгового штурма" не имеет серьезных недостатков. Обычно методом "мозгового штурма" руководит специалист, который часто является организатором рационализации. Его называют модератором. Сущность данного метода состоит в генерации идей участника творческой группы. Решение по проблеме принимают специалисты обычно в количестве 5–6 человек. Они знакомятся с предложенными во время "мозгового штурма" идеями и выбирают те из них, которые стоит реализовать. При этом строго соблюдаются следующие правила:

- все высказываются по очереди;

- говорят лишь в том случае, когда могут предложить новую идею;

- высказывания не критикуются и не осуждаются;

- все предложения фиксируются.

- обычно отбираются примерно 10% выдвинутых идей, а остальные отбрасываются.

Выбор идеи связан с обсуждением ее специалистами, имеющими свое мнение по этому вопросу. Процесс обсуждения проблемы группой, обобщение выдвинутых идей и анализ их специалистами растягиваются во времени.

5.4.4.Метод Дельфы.

Настоящий метод применяется, когда при решении задачи выдвигается и обосновывается ряд альтернатив или когда альтернативы содержатся в условии задачи. Эта разновидность коллективного метода принятия решения.

Например, решается задача по распределению премии за выполнение коллективного задания. Высказывается несколько оснований, по которым его нужно провести:

- всем поровну;

- всем равный процент от оклада;

- в зависимости от занимаемой должности;

- с учётом потребностей работника;

- больше тому, кто внес больший вклад в работу;

- исходя из выслуги лет;

- с учетом сложности выполняемой работы.

При обсуждении на общем собрании не было достигнуто единого мнения по поводу возможного премирования. Решение должно быть принято с учетом всех приводимых мнений. Для этого и был использован метод Дельфы. Он состоит из трех этапов.

На первом этапе участник оценивает каждое основание по субъективному предпочтению в 10-балльной системе оценок. Высшим баллом считается 1 (единица, а не 10). Остальным альтернативам приписываются баллы в иерархической последовательности. Затем анализируются баллы всех участников группы по всем альтернативам и для каждой подсчитывается средняя величина.

 

Рис. 21. Схема метода Дельфы

На втором этапе работы участники сравнивают свои оценки со средними величинами и в 10-балльной системе указывают, в какой степени они совпадают. Затем подсчитывается вторая средняя величина. На третьем этапе перемножаются две средние величины по каждой альтернативе и по результатам определяется наиболее предпочтительная альтернатива, т.е. одно мнение из семи предложенных по поводу распределения премии. Это будет альтернатива с наименьшей величиной. Для подсчетов используется матрица значений.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое управленческое решение?

2. Объясните важность управленческого решения для деятельности менеджера.

3. Как классифицируются управленческие решения?

4. Какие существуют требования к управленческим решениям?

5. Назовите фазы принятия управленческого решения.

6. Какие Вы знаете подходы к принятию управленческого решения?

7. Назовите уровни принятия управленческого решения.

8. Чем селективный уровень отличается от рутинного?

9. Какие факторы влияют на процесс принятия управленческого решения?

10. Назовите методы оптимизации процесса принятия управленческого решения.

11. В чём сущность мозгового штурма?


РАЗДЕЛ 6. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ

6.1. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации.
Сущность и классификация конфликтов

Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие. Участников конфликта называют оппонентами (лат. «возражающий).

Всякий конфликт начинается с конфликтной ситуации, в основе которой лежит объект конфликта, т.е. объективная причина, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Началом конфликта является инцидент, т.е. действия, направленные на создание конфликта

 

Конфликт = Оппоненты + Объект конфликта + Инцидент

 

Виды конфликтов:

Внутриличностный конфликт не соответствует приведённому определению. Обычно это ролевой конфликт. Этот конфликт обычно связан с низкой степенью удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе, стрессами. (Два руководителя дали задания, человек между «двумя огнями»).

Межличностный конфликт – один из самых распространённых. Этот конфликт возникает обычно между людьми с разными чертами характера, взглядами и жизненными ценностями. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой возникает, как правило, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждают возможность увеличения объёма продаж, большинство считает, что это можно добиться путём снижения цены. А кто-то один утверждает, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли и создать мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов.

Межгрупповой конфликт – это, как правило, конфликт между подразделениями организации. Например, отдел сбыта, ориентированный на покупателя, требует улучшения качества продукции путём увеличения затрат на производство, а производственный отдел предприятия, заботясь об эффективности, считает невозможным увеличение затрат.