Этапы принятия управленческого решения

Процесс принятия управленческого решения состоит из трёх фаз: подготовки, принятия решения и фаза организации выполнения. Каждая фаза включает этапы принятия решения.

 

Рис. 20. Схема процесса принятия управленческого решения

 

1. Фаза подготовки управленческого решения.

На этапе уяснения проблемы необходимо чётко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с её достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы и что и в какой степени зависит от окружающей среды.

Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результаты.

Постановка задачи – это этап, в ходе которого конечную цель подразделяет на этапы её достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью.

Разработка вариантов решения - заключительный этап фазы подготовки УР. Основное содержание этого этапа в разработке вариантов решения поставленных задач. К этому этапу привлекаются специалисты. Количество вариантов решения может быть различное, но каждый вариант должен содержать чёткую формулировку задачи, основные этапы её решения по времени и данные о необходимых ресурсах, а также возможные последствия осуществления этого варианта.

2. Фаза принятия решения.

Анализ предлагаемого варианта решения осуществляется обычно руководителем со специалистами и предлагается, во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчёт эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериев с аналогичными показателями по каждому варианту.

Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант – это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учёт его возможных положительных и отрицательных последствий. Решение формулируется и документально оформляется, фиксируется (т.е. подписывается) руководителем.

3. Фаза организации выполнения решения.

Доведение задания до исполнителей предполагает что смысл принятого решения должен быть разъяснён всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены и права, обязанности и функции в исполнении решения.

Этап формирования организационного плана предусматривает чёткое определение работ по каждой задаче, определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения задания каждым исполнителем.

Организация контроля за исполнением решения заключительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль.

Процесс подготовки, принятия и организации выполнения УР подразделяется на ряд операций и процедур. Операция – это законченное действие. Процедура – набор операций, направленных на решение каких-либо управленческих задач.