Уровни принятия решений
Уровни принятия управленческих решений отличаются по требующимся определённым управленческим навыкам при их принятии:
Рутинный – неукоснительное следование процедуре, правилам инструкции. Разумная оценка ситуации и контроль исполнения. Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой. Трудности могут возникнуть, если менеджер некомпетентен или неверно трактует имеющиеся указания. Здесь не требуется творческого подхода, ибо все процедуры заранее предписаны.
Селективный – может быть представлен случаем, когда менеджер оценивает достоинства различных решений и выбирает действия, которые лучше всего подходят к решению данной проблемы, являются наиболее эффективными и экономичными. Происходит установление целей, анализ информации и планирование.
Адаптационные решения – происходит идентификация проблем. Систематизированное решение проблем. Создание рабочих групп. Анализ возможного риска. Эти решения достаточно сложны, так как руководитель ищет новое решение уже известной проблемы, он должен отказаться от привычного, устаревшего подхода и выработать творческое решение. Успех может зависеть от инициативы руководителя и его способности сделать прорыв в неизвестное.
Инновационные решения являются максимально сложными, поскольку менеджеру надо найти способы решения неожиданных и непредсказуемых проблем. Здесь требуются новые представления и методы, способность по-новому мыслить, творчески решать проблему, обсуждая и используя идеи других специалистов. Творческое управление. Стратегическое планирование.
Подходы к принятию управленческих решений:
1. Интуитивный – выбор, сделанный только на основе того, что он правильный (озарение, шестое чувство).
2. Решение, основанное на суждениях – выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знания о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
3. Рациональное решение – оно не зависит от прошлого опыта. Оно осуществляется с помощью объективного аналитического процесса.
Факторы, влияющие на процесс принятия решения:
- личностные оценки руководителя;
- среда принятия решения;
- информационные ограничения;
- поведенческие ограничения;
- негативные последствия;
- взаимосвязь решений.