Характеристика эффективного контроля

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т. е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами:

- иметь стратегическую направленность, т.е. отражать общие приоритеты организации;

- быть ориентирован на результаты – контроль можно назвать тогда эффективным, когда достигнуты желаемые цели и предприятие в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат выживание в будущем;

- соответствовать делу – контроль должен объективно измерять то, что нужно делу;

- быть своевременным;

- гибким, т.е. должен быть приспособлен к происходящим изменениям;

- простым, т.к. слишком сложный контроль может привести к беспорядку, если люди не понимают технику контроля, то такой контроль не может быть эффективным.

- экономичным, т.е. затраты на контроль не должны быть больше экономической выгоды от использования контроля.

3.4.5. Правила контроля. «Управленческая пятерня»

В деятельности менеджера большое значение имеет совершенствование стиля и метода управления персоналом. Руководителю предприятия должны быть присущи управленческая ответственность, справедливость и объективность в оценке каждого сотрудника. Наблюдения показывают, что многие руководители в своей жестикуляции используют преимущественно указательный палец, как бы констатирующий виновность подчиненных. В практическом менеджменте существует понятие «Управленческая пятерня», которое дает наглядное представление об оптимальном выборе стиля работы с персоналом. Рассмотрим функции, которые выполняют пальцы в «Управленческой пятерне».

 

Большой палец напоминает, что слишком строгое взыскание (излишний нажим) не позволит достичь успеха и отрицательно влияет на деятельность работника.  
Указательный палец обычно показывает на того, кого менеджер хочет обвинить в недобросовестности, недисциплинированности, недостаточной подготовленности, неаккуратности и т.д. Однако применять этот прием можнотолько в том случае, если менеджерположительно ответил сам себе на следующие вопросы:  
Мизинец «Был ли соответствующий контроль за его работой? Как мог получиться плохой результат в работе сотрудника при хорошем управлении?»  
Безымянный палец «Кто инструктировал работника, как это было сделано?»  
Средний палец Кто выбрал этого человека для выполнения работы, которая выполнена неудовлетворите- льно?»  

 

Рис. 19. «Управленческая пятерня

Контрольные вопросы по теме:

1. С каких позиций можно охарактеризовать понятие контроля?

2. Какие цели обычно ставятся перед контролем?

3. Как классифицируется контроль?

4. Назовите этапы контроля.

5. Дайте сравнительную характеристику видов контроля

6. Какие существуют общие требования к эффективно организованному контролю?

7. Почему контроль так важен в работе руководителя?


РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на объект для достижения определённых целей. Методы – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития руководства. К методам менеджмента относятся экономический, организационно-распорядительный, социально-психологический методы управления.