Стратегическое планирование

Стратегияпредставляет собой детальный комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, принятых руководством, предназначенных для достижения организацией своих целей

Этапы стратегического планирования:

1. Формулировка миссии.

2. Определение цели.

3. Анализ внешней среды.

4. Анализ сильных и слабых сторон организации.

5. Изучение стратегических альтернатив.

6. Выбор стратегии: роста, ограниченного роста, сокращения, сочетание.

7. Реализация стратегического плана: тактика, процедуры, правила.

8. Управление реализацией.

9. Оценка стратегии.

Миссия организациичётко выраженная причина существования организации. Миссия включает следующие элементы:

- описание товаров (услуг), предлагаемых организацией;

- определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

- цели организации;

- технологию: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

- философию: выражаются базовые взгляды и ценности организации;

- внутреннюю концепцию, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники её силы, факторы выживания;

- внешний образ фирмы, её имидж, подчёркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнёрами, потребителями, обществом в целом.

Цель определяет желаемое состояние объекта. Целями могут быть:

- снижение издержек производства и обращения;

- увеличение (удержание) доли на внутреннем и внешнем рынках;

- рост капитализации организации (рыночной стоимости акций);

- повышение уровня инвестиционной привлекательности организации.

Требования к целям организации они должны быть:

- конкретны и измеримы;

- достижимы;

- ориентированы во времени.

Оценка и анализ внешней среды–это процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей организации

Порядок оценки и анализа сильных и слабых сторон организации:

1. Проводится управленческое обследование. Рекомендуется включать в обследование пять функций – маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, а также культуру и образ фирмы.

2. Путём тщательного рассмотрения этих вопросов руководство может выявить потенциальные слабые зоны и предпринять соответствующие корректирующие меры.

Оценку внутренней и внешней среды можно осуществить с помощью матрицы SWOT-анализа:

 

  Возможности Угрозы
Сильные стороны    
Слабые стороны    

 

Рис. 12. Матрица- SWOT

Изучение стратегических альтернатив:

1. Ограниченный рост.

2. Рост.

3. Сокращение.

4. Сочетание.

Факторы, влияющие на выбор стратегии:

1. Риск.

2. Знание прошлых стратегий.

3. Реакция на владельцев.

4. Фактор времени.

 

Реализация стратегического плана:

Чтобы обеспечить цели и наладить процесс реализации стратегических планов, необходимо разработать дополнительные планы, основными компонентами которых являются: тактика, политика, процедура и правила.

Тактика – это разработка краткосрочных планов, которые исходят из долгосрочных. Например, стратегия компании направлена на увеличение доли её рынка по торговле каким-то товаром. Тогда тактикой будет развертывание рекламы на данный товар.

Политика - это общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Она обычно формулируется высшим звеном на длительный период, и объясняет, как должны быть достигнуты цели.

Процедура – это описание действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Например, если ситуация часто повторяется, то руководство считает правильным применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизированные указания. Эти указания и носят название «процедура».

Правило – это точное определение того, что должно быть сделано в конкретной ситуации. Чаще всего успешная реализация плана зависит от точного выполнения задания. Поэтому, когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.

Управление реализацией стратегического плана:

Одной из основных задач планирования является более эффективное распределение ресурсов.

Чтобы решить вопрос, какие имеются ресурсы, руководители используют бюджеты.

Бюджет – это метод распределения ресурсов, выраженных в количественной форме, для достижения целей, тоже выраженных количественно

Для полного и эффективного выполнения стратегических планов, необходим контроль. Чтобы он был эффективным, его нужно тесно увязать с планированием. Такая увязка является существенной для обеспечения эффективности процесса управления в целом. Такой метод управления называется управление по целям.

Оценка стратегического плана может осуществляться по следующим критериям:

Количественные критерии:доля рынка, рост объёма продаж, уровень затрат и эффективность сбыта, текучесть кадров, невыходы на работу, удовлетворённость работников, чистая прибыль, доход в расчёте на акцию, норма дивидендов.

Качественные критерии: способность привлечь высококвалифицированных менеджеров; расширение объема услуг клиентам; углубления знаний рынка; снижения количества опасностей; использование возможностей.

3.2.4. Тактическое (текущее) планирование.
Основные этапы тактического планирования

Тактическое планирование – это краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов, – это тактика организации. Тактика отражает краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями. Как правило, тактика разрабатывается средним звеном руководства организации.

Этапы тактического планирования:

- определение основных задач необходимых для достижения целей;

- установление взаимосвязи между основными видами деятельности;

- уточнение ролей и делегирование полномочий;

- оценка затрат времени;

- определение ресурсов;

- проверка сроков и коррекция плана действий.

Бизнес-план–это система указанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение цели: получение максимально возможной прибыли путём осуществления сделки (производства).

Разделы бизнес-плана:

1. Краткое описание целей будущего бизнеса.

2. Обобщённое резюме.

3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, представляемых предпринимателем потребителю.

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка, сбыта, спроса, объёмов продаж.

5. Конкуренты.

6. План (программа) действий и организационных мер.

7. Ресурсное обеспечение сделки.

8. Кадры, руководители, образование, стаж, опыт работы.

9. Проблемы.

10. Заключительный раздел.

 


Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое планирование? Укажите задачи планирования.

2. Какие виды внутриорганизационных планов Вы знаете?

3. Дайте определение стратегическому планированию.

4. Назовите этапы стратегического планирования.

5. Что такое миссия, на кого она должна быть направлена?

6. Сформулируйте требования к целям.

7. Какие могут быть цели организации?

8. Какие факторы внешней среды следует проанализировать при разработке стратегии?

9. Назовите элементы внутренней среды организации.

10. Какие факторы могут повлиять на выбор стратегии?

11. Какие Вы знаете стратегии?

12. Какие обязательные компоненты реализации стратегии Вы знаете?

13. Как связать персонал и реализации стратегии, финансы и стратегические план?

14. Какие показатели могут быть взяты за основу для оценки стратегии?


3.3. Мотивация: критерии, виды, ступени мотивации

3.3.1. Мотивация и критерии мотивации труда.
Индивидуальная и групповая мотивация

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Осуществление мотивации требует четкого определения потребностей и вознаграждений.

Потребность – ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.

Вознаграждение – всё, что человек считает ценным для себя.

Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учётом знания потребностей своих подчинённых