Внутренняя среда организации

Поскольку организацию можно рассматривать как самоорганизующий и саморазвивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия.

 

 

Рис. 3. Внутренняя среда организации

 

Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отображает обычно желаемое состояние объекта управления. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность организации.

Задачи – это предписанная работа (серия работ или часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговорённые сроки.

Структура организации - взаимоотношение уровней управления или функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достичь цели организации. Существует линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, штабная структуры.

Технология – подразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организационные товары (или услуги).

Персонал – это совокупность работников, объединённых целями хозяйственной деятельности, технологией, средствами производства. Персонал классифицируется по полу, возрасту, образованию, квалификации др. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.

Финансы нужны для организации бизнеса, важным моментом в деятельности фирмы является наличие прибыли и возможности развиваться. Капитал может быть собственный, инвестированный, заёмный. Умение менеджера управлять финансами фирмы лежит в основе успеха бизнеса.

Корпоративная культура – это совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации организации к внешним условиям. Она несёт охранную, интегрирующую, регулирующую, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, формирующую имидж компании в глазах окружающих функции. Корпоративная культура выполняет следующие роли:

- ориентация на потребителя. Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры, способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами;

- регулирование партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие моральную ответственность перед ними;

- приспособление экономической организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности организации. Ее эффект заключен в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры.

Корпоративную культуру подразделяют на субъективную и объективную.

Субъективная культура – это разделяемые работниками предположения, вера и ожидания, а также групповое восприятие организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают следующие элементы: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения и др. Субъективная организационная культура служит базой для формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства, технологии принятия управленческих решений, характера взаимоотношений руководителя и коллектива сотрудников, профессионализма, четкости работы аппарата управления.

Объективная организационная культура – это обычно материальное внешнее окружение организации: само здание, его архитектура, окраска, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, комнаты приема, оснащение рабочих мест.

Составляющие элементы корпоративной культуры представлены в рисунке 4.