Требования к кабине машиниста

Общие требования

Кабина управления должна обеспечивать условия труда в соответствии с требованиями СН ЦУВСС 6/27, СП 2.5.1336, ГОСТ 12.2.056 в части охраны труда, СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 и в части пожарной безопасности соответствовать требованиям ЦТ-6.

Расположение и конструкция дверей кабины должны обеспечивать безопасный вход и выход из нее и соответствовать ГОСТ 12.2.056. Конструкция дверей и дверных рам в перегородке должна обладать пределом огнестойкости не менее 0,5 ч. Выход из кабины должен осуществляться в машинное отделение.

Внутреннее цветовое оформление должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.056, ГОСТ 22896.

В каждой кабине должно быть предусмотрено место для размещения электрической и пневматической схем электровозов. На пультах машиниста и помощника должны быть предусмотрены места для размещения расписания движения и бланков предупреждений с местным освещением.

Конструкция кабины должна обеспечивать возможность фокусировки лобовых прожекторов, а также замену электроламп прожекторов из кабины.

Кабина должна быть оборудована средствами пожаротушения и эвакуации в соответствии с «Общими техническими требованиями к противопожарной защите тягового подвижного состава» ЦТ-6. Для эвакуации локомотивной бригады кабина должна быть оборудована фалом. Кабина машиниста должна быть отделена от машинного помещения огнезадерживающей перегородкой с пределом огнестойкости не менее 0,5 ч.

В кабине должен быть пульт, принимающий звуковой и световой сигнал о месте (секции) возникновения пожара.

В кабине должны быть предусмотрены шкаф для хранения одежды и личных вещей, места (гнезда) для размещения термосов, аптечки и устройства подогрева пищи, а также место для размещения индивидуальных средств защиты.

В кабине должны быть установлены пепельницы.

В кабине должно быть оборудовано место для хранения комплектов сигнальных принадлежностей и документов.

Планировка и основные размеры

Размеры кабины и размещение оборудования должны быть рассчитаны на одновременное присутствие трех лиц: машиниста, помощника машиниста и машиниста-инструктора. В кабине должно быть предусмотрено сиденье для машиниста-инструктора в соответствии с ГОСТ 12.2.056.

Внутренние геометрические размеры кабины, просветы лобовых и боковых окон, основные размеры пульта и кресла должны устанавливаться из расчета создания оптимальных условий управления в позах сидя и стоя для машинистов ростом от 165 до 190 см и соответствовать требованиям СН и ЭТ ЦУВСС 6/35, ГОСТ 12.2.056 и нормам НБ ЖТ ЦТ 04.

Конструкция и компоновка рабочих мест машиниста и помощника, размещение органов управления и средств отображения информации должны соответствовать требованиям СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 и нормам НБ ЖТ ЦТ 04.

Окна

Кабины управления должны быть оборудованы лобовыми и боковыми окнами. Параметры видимости и обзорности из кабины управления должны соответствовать требованиям СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 и ГОСТ 12.2.056.

Стекла лобовых окон кабины должны быть высокопрочными в соответствии с ГОСТ 12.2.056.

Стекла кабины управления не должны допускать искажения восприятия цветности сигналов, принятой для световой сигнализации на железнодорожном транспорте по ГОСТ 24179. Коэффициент пропускания в видимой части спектра безопасных закаленных стекол по ГОСТ 5727 должен быть не менее 75%, а высокопрочных электрообогреваемых стекол – не менее 70%.

Лобовые и боковые не открываемые окна должны быть оборудованы встроенными электрообогревателями. Электрообогреватели должны быть оснащены автоматическими регуляторами, предотвращающими их перегрев.

Стекла лобовых окон по динамической прочности должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056.

Лобовые окна должны быть оборудованы стеклоочистителями и омывателями наружной поверхности стекол. Размеры зоны очистки должны быть не менее 60% поверхности стекла с обеспечением необходимой зоны обзора.

Бачок с жидкостью должен быть антикоррозийным, удобным для пополнения жидкостью и обеспечивать возможность слива жидкости.

Подвижные элементы стеклоочистителя в отключенном положении не должны мешать обзору пути перед локомотивом.

Боковые окна кабины должны открываться путем перемещения в плоскости боковой стенки кабины в горизонтальном или вертикальном направлении.

Проем открытого окна должен иметь ширину не менее 450 мм. Для выполнения функции аварийного выхода из кабины площадь открытого окна должна быть не менее 0,25 м2.

Боковые окна кабины управления должны быть оборудованы поворотными предохранительными щитками из безопасного закаленного или органического стекла, устанавливаемыми спереди по ходу движения.

Снаружи кабины управления со стороны машиниста и помощника машиниста должны быть установлены электрообогреваемые регулируемые поворотные зеркала заднего вида.

Допускается объединение предохранительных щитков и зеркал заднего вида в единый блок.

Лобовые и боковые окна должны быть оборудованы солнцезащитными экранами, регулируемыми по высоте не менее 2/3 от верхней кромки окна. Экраны должны быть изготовлены из материала с коэффициентом пропускания света не более 0,1. По нижнему краю открывающихся боковых окон кабины должны быть установлены подлокотники.

Стекла окон кабины управления в зоне обзора машиниста и помощника машиниста не должны создавать зеркального отражения приборов, горящих ламп сигнализации и ламп подсветки приборов в темное время суток.

Пульт управления

Пульт управления, его формообразование, органы управления (ОУ), средства отображения информации (СОИ) и их расположение должны соответствовать требованиям СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 и нормам НБ ЖТ ЦТ 04. Пульт управления должен иметь унифицированное исполнение для электровозов переменного тока нового поколения.

Материалы, применяемые для изготовления панелей пульта, должны иметь сертификаты пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические заключения, быть разрешены к применению на железнодорожном транспорте и соответствовать условиям применения.

Пульт управления должен содержать следующие ОУ и СОИ:

- направлением движения, тягой и электрическим торможением;

- пневматическими тормозами поезда и локомотива;

- вспомогательным оборудованием;

- системами безопасности и регистрации параметров движения;

- системами автоведения, управления тягового привода и диагностики состояния локомотива;

- системами связи.

Контроллер машиниста должен иметь две вертикальные рукоятки:

- реверсивную рукоятку;

- рукоятку управления тягой и электрическим тормозом.

Рукоятки контроллера машиниста должны быть расположены в зоне легкой досягаемости слева от машиниста и выполнены в виде одноплечевых рычагов. Изменение развиваемой тяги должно осуществляться перемещением рукоятки контроллера в направлении «вперед – назад». Усилие перемещения рукоятки с фиксированной позиции должно быть таким, чтобы обеспечивалась четкость фиксации при переходах с позиции на позицию и по величине соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

Кроме вертикальных рукояток на панели контроллера должна располагаться ручка задатчика скорости.

Рукоятки управления автотормозами и вспомогательным тормозом должны устанавливаться в зоне легкой досягаемости справа от машиниста.

Форма и размеры рукояток управления должны быть удобны для захвата.

Рукоятки управления должны быть изготовлены или иметь покрытие из материалов с коэффициентом теплопроводности не более 0,7 Вт/мК.

Управление песочницей должно осуществляться педалью, установленной в нише наклонной площадки для ног под пультом управления, и кнопкой, расположенной в зоне легкой досягаемости моторного поля рабочего места машиниста.

Расположение и конструкция органов управления должны соответствовать требованиям СН и ЭТ ЦУВСС 6/35.

На пульте управления должно быть минимально необходимое количество СОИ (индикаторов, сигнализаторов и не более двух дисплеев). Расположение и конструкция СОИ должны соответствовать требованиям СН И ЭТ ЦУВСС 6/35. Не допускается дублирование однотипной информации, за исключением резервирования, необходимого для обеспечения безопасности движения и живучести.

СОИ систем обеспечения безопасности движения, основные индикаторы работы тормозного оборудования и тяговых двигателей должны располагаться в оптимальной зоне информационного поля рабочего места машиниста.

Редко используемые ОУ и СОИ допускается размещать вне пульта управления над лобовым окном и на стенках кабины.

Органы управления системами связи должны быть установлены таким образом, чтобы машинист имел возможность вести переговоры со своего рабочего места и читать поступающую информацию.

Сигнализаторы аварийно-предупредительной сигнализации должны выполняться в виде светоизлучателей. Аварийно-предупредительная сигнализация должна быть комбинированной с применением средств визуального и звукового оповещения. Сигнальные излучатели аварийной сигнализации должны быть непрерывного свечения и иметь рассеиватели красного цвета с рифленой или матовой поверхностью. Для предупредительной сигнализации допускается применять излучатели с рассеивателями белого и зеленого цвета, подающие сигнал непрерывного и мигающего свечения с интервалом 2 – 5 с. Должна быть обеспечена удобная смена сигнализаторов.

Устройство для включения тифона и свистка должны располагаться в зоне легкой досягаемости с рабочих мест машиниста и помощника машиниста. Устанавливаются также ножные педали включения тифона.

Конструкция пульта должна обеспечивать удобный доступ для обслуживания оборудования.

Для выполнения маневровых работ должен быть предусмотрен переключатель типа «тумблер» с фиксацией рукоятки в среднем положении, расположенный под окном со стороны машиниста. Рядом должна быть расположена рукоятка бдительности.

Кресла

Кабина должна быть оборудована унифицированными креслами типа КЛ7500.М.0-02, сертифицированными на соответствие НБ ЖТ ЦТ ЦП-053.

Кресла должны устанавливаться в соответствии СН и ЭТ ЦУВСС 6/35 и НБ ЖТ ЦТ 04.

Кресло должно вращаться вокруг своей оси, перемещаться по горизонтали в продольном направлении и по вертикали. Подвеска кресла, положение сиденья и спинки кресла, положение и угол наклона подлокотников должны регулироваться.

Искусственное освещение

Кабина должна быть оборудована системой местного, рабочего и аварийного освещения. Рабочее освещение кабины машиниста должно быть выполнено светильниками общего освещения с лампами накаливания.

Светильники в кабине должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный от зеркальных поверхностей световой поток ламп не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении электровозом с рабочих мест в положении сидя и стоя.

Освещенность в кабине машиниста и яркость шкал контрольно-измерительных приборов пульта управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056, ОСТ 32.120 и СП 2.5.1336.

Санитарно-гигиенические требования

Допустимые уровни звука и звукового давления, а также допустимые уровни инфразвука и допустимые уровни вибрации на рабочих местах в кабине управления должны соответствовать требованиям санитарных норм СН ЦУВСС 6/27 и СП 2.5.1336.

Кабина должна быть оборудована климатическими устройствами (отопления и охлаждения воздуха) с ручным и автоматическим регулированием. В вынужденном режиме должно быть предусмотрено ручное управление.

Должна быть исключена возможность включения калориферов и кондиционеров в нерабочей кабине. Включение отопительных устройств каждой кабины должно осуществляться раздельно из рабочей кабины. Допускается совмещение установки кондиционирования воздуха с отопительной системой кабины с учетом требований ЦТ-6. В связи с применением системы аэрозольного пожаротушения реверсирование режима работы системы вентиляции с нагнетательного на вытяжной не предусматривается.

Параметры микроклимата в кабине управления, характеристики теплоизоляционных свойств ограждений, эффективность системы подогрева и охлаждения кабины, должны соответствовать требованиям санитарных норм СН ЦУВСС 6/27 и СП 2.5.1336.

Открытые части поверхностей устройств, имеющие температуру выше 55 ºС, доступные для соприкосновения, должны иметь ограждения. Температура ограждений должна быть не более 55 ºС. Температура нагреваемых поверхностей, панелей должна быть не более 45 ºС.

Количество наружного воздуха, поступающего в кабину, должно соответствовать СП 2.5.1336. Температура воздуха, подаваемого в зону нахождения локомотивной бригады должна быть не более 35 ºС.

Избыточное давление воздуха в кабине по отношению к атмосферному давлению должно составлять не менее 30 Па (3 мм вод.ст) при работе всех вспомогательных машин.

Все примененные для отделки неметаллические материалы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.044 и ВНПБ-03, иметь сертификаты пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические заключения (сертификаты). Деревянные детали кабины управления должны быть обработаны антипиренами.

Уровень электромагнитного излучения должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.006, ГОСТ 12.1.002, СП 2.5.1336.

Уровень внешнего шума, создаваемого электровозами на расстоянии 25 м от оси пути, при движении со скоростью 2/3 от конструкционной, должен быть не более 87 дБА на звеньевом пути и 84 дБА на бесстыковом пути.

Уровень вредных веществ и запыленность в воздушной среде кабины должны соответствовать требованиям СН ЦУВСС-6/27, ГН 2.2.5.1313.

Потенциальная биологическая опасность продуктов деструкции полимерных и синтетических конструкционных и отделочных материалов в нормальных условиях не должна превышать требований ГН 2.2.5.1313, СН ЦУВСС6/27, ГОСТ 12.1.044.