Методические указания.
При изучении предлагаемых вопросов необходимо уяснить, что послевоенный период – один из важных, и быть может, самых непростых периодов нашей истории. Здесь следует раскрыть диалектику данного времени: показать пафос созидания, героических свершений советского народа и усиливавшийся процесс догматизации общества. Желательно показать, как в условиях консолидации сталинского режима строились взаимоотношения номенклатурной системы с наукой, культурой и с научной, творческой интеллигенцией.
Определив факторы необходимости кардинальных перемен в жизни страны, следует на фактическом материале показать изменения в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни после смерти Сталина. Необходимо отметить непоследовательность и субъективизм в решении назревших задач.
В связи с современными просталинскими настроениями определённой части населения нужно глубоко, на документальной основе изучить такие вопросы, как сущность сталинизма, его истоки, политику и последствия для судеб СССР и России. Интересно ознакомиться с документами по реабилитации политических процессов 30-50-х годов.
Важно проанализировать причины, затормозившие реформацию страны, раскрыть противоречивость личных качеств Н.С. Хрущёва, облегчившего приход к власти в 1964 г. консервативных сил.
Анализируя хозяйственную реформу 60-х годов, необходимо уяснить объективную необходимость перехода страны на интенсивный путь развития в условиях развернувшейся технологической революции в развитых странах, отметить попытки поиска путей усовершенствования экономической и политической системы страны, но только административно-организационными методами руководства.
Следует вскрыть причины, по которым основные замыслы реформы не были реализованы, и объяснить процессы стагнации политической и общественной жизни страны и её влияние на социальное поведение и морально-психологическое настроение трудящихся.
В заключение следует дать характеристику облика страны к середине 80-х годов, показав кризис ортодоксального коммунизма и зарождение идей перестройки.
Выводы.С началом экономической реформы 1965 г. ускорилось экономическое развитие. Повысился уровень жизни людей. Однако позитивное влияние реформы ощущалось в основном лишь в 1966 – 1970 гг. Затем преобразования были остановлены. С середины 70-х гг. экономика страны вступила в кризисную фазу. Особенно тяжёлым было положение в сельском хозяйстве. Реализация «Программы развития Нечернозёмной зоны» и «Продовольственной программы» не дала результатов.
Попытки дальнейшей либерализации системы во второй половине 60-х гг. постепенно были перекрыты. Расширялось применение репрессий. Но под влиянием «оттепели» советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, менялось общественное сознание, распространялось инакомыслие.
В конце 70-х – начале 80-х гг. в СССР сложился системный кризис и страна стояла на пороге глубоких перемен, которые были неизбежны.