Методические указания

При изучении предлагаемых вопросов необходимо уяснить, что после завершения Гражданской войны большевики под давлением крестьянства были вынуждены объявить о частичном восстановлении экономической свободы, продолжая неукоснительно укреплять свою диктатуру в общественно-политической сфере. Разгромив политических противников, партия большевиков оказалась перед лицом острых внутренних противоречий. Итогом внутрипартийной борьбы стало утверждение к концу 1920-х гг. фактического единовластия И.В. Сталина. В национально-государственной сфере основным событием стало создание СССР – формально союзного государства, на деле представлявшего собой жёсткую унитарную структуру. В сфере экономической система нэпа, позволившая восстановить хозяйство после военных разрушений, оказалась к концу 1920-х гг. из-за внутренне присущих ей противоречий на грани ликвидации.

Изучение темы можно начать с острой необходимости поворота к новой экономической политике. Студентам предлагается аргументировать этот переход. При этом следует учесть внутриполитическую обстановку в стране после окончания Гражданской войны (крестьяне восстали на Украине, в Сибири, Средней Азии, Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях). Приводятся слова В.И. Ленина о самом большом внутреннем политическом кризисе Советской России. Выяснив причины поворота к НЭПу, необходимо раскрыть её сущность, процессы складывания этой политики, сложные проблемы, вызванные новой экономической политикой, и причины свёртывания НЭПа. Определяя значение НЭПа, можно указать на современные дискуссии в российской историографии.

Обращаясь к проблеме образования СССР, можно использовать план, по которому выясняются предпосылки создания союза, проекты объединения и само образование объединения республик. Постепенно федеративные принципы организации, заменяясь на унитарные, позволят выяснить межнациональные проблемы, приведшие к распаду СССР.

Экономический курс правящей партии выдвигает в центр обсуждения проблемы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. При этом необходимо учитывать, что курс партии разрабатывался в соответствии с новой сталинской доктриной форсированного строительства социализма в одной стране в условиях капиталистического окружения. Он сформулировал тезис: «Укрепив свою власть и поведя за собой крестьянство, пролетариат победившей страны может и должен построить социалистическое общество» (И.В. Сталин, Собр. соч., Т.5, С.107).

Важным представляется отметить, что плановая модернизация предусматривала быстрое сокращение разрыва в уровне экономического развития между СССР и западными странами, закладывались крайне форсированные темпы создания индустриального потенциала. Пробежать отставание на 50 – 100 лет в десять лет. Форсированные темпы при отсутствии рынка могли быть достигнуты только за счёт насилия и ограбления народа. Среди источников индустриализации важнейшим было ограничение потребления народа. В развитых странах доля накопления (то есть средства, идущие на расширение производства) в национальном доходе составляли 5-10 %, а в СССР в 1930 г. – 29 %, 1932 г. – 44 %. Это было ограбление народа. Советское руководство открыто признавало необходимость насилия, включая репрессии. В сталинский период использовались десятки миллионов заключённых, и их даровым трудом создавалась значительная часть национального продукта.

Ценой огромных жертв удалось к концу 30-х годов по абсолютному объёму важнейших видов промышленной продукции СССР приблизиться к валовым показателям Англии, Германии, Франции. Была создана индустриальная база, но по душевым показателям СССР по-прежнему отставал значительно.

Свёртывание НЭПа, проведение индустриализации неизбежно поставили вопрос о переустройстве деревни. Необходимо ответить, что в историографии практически нет разночтения о том, что коллективизация проводилась насильственно и подорвала производственные силы в сельском хозяйстве. Социальные потери были гигантскими, разрушена многовековая культура общинного коллективизма.

Индустриальная эпоха требовала грамотности, овладения основами естественных и технических знаний. Именно это и явилось главной целью культурной революции. В этой области были достигнуты заметные успехи, в том числе ликвидация неграмотности и создание советской интеллигенции, хотя в культурной сфере господствовал «голый» технократизм, гуманитарные науки выполнили роль оправдания, восхваления тоталитарной системы.

Отвечая на вопрос – какое общество было построено в СССР к концу 30-х годов ХХ века, возможно в виде таблицы представить характерные черты советского общества в сферах: экономической, политической, духовной и в национальных отношениях.

То, что называли «реальным социализмом» было антигуманным, тоталитарным и технократическим обществом, где люди принимались в расчёт только как рабочая сила. Культ вождя привёл к ужасающим последствиям: гибели десятков миллионов людей, несколько поколений людей выросло, не имея представления о роли гуманистических ценностей в жизни общества, о самоценности человека, его мира, его жизни.