Славянофилы и западники.
Работа с документами
Документ 1
Нас всех и в особенности Хомякова и К. Аксакова прозвали «славянофилами»; но это прозвище вовсе не выражает сущности нашего направления. Правда, мы всегда были расположены к славянам, старались быть с ними в сношениях, изучали их историю и нынешнее их положение, помогали им, чем могли, но это вовсе не составляло главного, существенного отличия нашего кружка от противоположного кружка западников. Между нами и ими были разногласия несравненно более существенные...
Они ожидали света только с Запада, превозносили все там существующее, старались подражать всему там установившемуся и забывали, что у нас свой ум, свои местные, временные, духовные и физические особенности и потребности. Мы вовсе не отвергали великих открытий и усовершенствований, сделанных на Западе, считали необходимым узнавать все там выработанное, пользоваться от него весьма многим; но мы находили все пропускать через критику нашего собственного разума и развивать себя с помощью, а не посредством позаимствовании от народов, опередивших нас на пути образования...
Мы признаем первою, самою существенной нашею задачей - изучение самих себя в истории и в настоящем быте... Мы вовсе не желали воскресить древнюю Русь, не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему и отнюдь не имели в виду себя и других в него преобразовывать...
Мы стояли не за обветшалое, не за мертвящее, а за то, в чем сохранялась жизнь действительная... Не мы ли были самыми усердными поборниками освобождения крестьян, и притом с наделением их в больших по возможности размерах землею? Не мы ли оказались самыми ревностными деятелями в земских учреждениях? Подняли, одушевили, двинули вперед Россию не доктрины французские, английские или немецкие, а те чувства и мысли, которые живут в русском православном человеке и которые теперь почти противоположны западноевропейским стремлениям и понятиям.
Записки А.И. Кошелева//Русское
общество 40-х - 50-х годов XIX в.
ч.1-М.: 1991. С. 90-92.
Вопросы:
1. Укажите сходство и различия во взглядах славянофилов и западников на пути развития России.
2. В чем состоит сущность высказывания Н.А. Бердяева, что славянофилы и западники «враги - друзья»?
Документ2.
Сергей Нечаев «Катехизис революционера».
Отношение революционера к самому себе.
§ 1. Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглосчено1 единственным исключительным интересом, единой мыслью, единою страстью - революцией.
§ 4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненявидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю обсчественую нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.
§ 5. Революционер - человек обреченный... Он каждый день должен быть
готов к смерти....
Отношение революционера к товарисчам по революции.
§ 8. Другом и милым человеком для революционера может быть только
человек, заявивший себя на деле таким же революционным делом, как и он сам... Мера дружбы в отношении к такому товарисчу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.
§ 11. Когда товарисч попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет,
революционер должен соображать... только с пользой революционного дела. Отношение революционера к обсчеству.
§ 13.Он не революционер, если ему чего нибудь жаль в этом мире..., в
котором - всё и все должны быт ему ровно ненавистны.
§ 14. С целью беспосчаднаго разрушения революционер может и даже часто
должен, жить в обсчестве, притворяясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть ... в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократический, военный, в литературу, в третье отделение и даже в зимний дворец.
Родина. - 1990. №2.с.82-83
Вопросы:
1. Ваша нравственная оценка нечаевщины.
2. Какие черты большевистской организации предвосхитил С. Нечаев в «Катехизисе революционера»?
_______________________
1 Орфография автора
Документ 3.
Программа Исполнительного комитета «Народной воли»