Методические указания.

Предложенная для изучения тема - одна из важнейших в курсе Отечественной истории. Александр II, сменивший на престоле Николая I, приступил к проведению крупномасштабных реформ либерального характера. Преобразования диктовались как внутренними причинами – кризисом самодержавно-крепостнической системы, так и крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации: парламентской реформой в Англии, отменой рабства в США, принятием Конституции в Германской империи.

Важно отметить, что разработка проектов реформ и их принятие проходили в ожесточенных дискуссиях, в борьбе либералов с консервативно-охранительными взглядами противников преобразований.

Желательно, используя современные оценки, дать краткие характеристики активным сторонникам реформ - братьям Н.А.и Д.А. Милютиным, великому князю Константину Александровичу, профессору Московского университета К.Д. Кавелину, великой княгине Елене Павловне («семейному ученому»), графу Я.И.Ростовцеву и др.

Естественно, студенты должны отчетливо представлять основные положения реформ и их неполную завершенность. Сущностную характеристику каждой из главных реформ можно отобразить в структурно-логической схеме такого типа: (выделив 3-4 основных пункта)

 

Реформы 60-70-х годов XIX века

аграрная   земская   судебная   городская   военная   в области образования

                     

                     

 

 

Делая вывод, следует отметить, что при проведении реформ Александр II не всегда был последовательным в силу мировоззренческих взглядов и давления косной среды. Немалую роль в этом сыграл террор народников. Но в 80-е годы был сделан серьезный шаг в реформировании государственной системы. Подготовлен план, названный «Конституцией Лорис-Меликова». Следует уяснить сущность этого документа. Планам министра не суждено было реализоваться. 1 марта 1881 года Александр II был убит народовольцами.

На престол взошел Александр III, начался откат в реформах, проводником которого стал К.П.Победоносцев. Студентам можно по пунктам проанализировать контрреформистские мероприятия правительства Александра III. Путь к Конституции был закрыт, «революция сверху» не осуществилась.

В заключение следует вскрыть причины, по которым великие замыслы реформ не были реализованы, но и показать прогрессивное влияние реформ на социально-экономическое развитие России, формирование индустриальной цивилизации. В небольшом докладе, используя фактический материал, студент может показать динамичное развитие западного уклада в России к концу XIX века.

Вопрос о русской культуре предлагается для самостоятельного изучения студентами.